Песочные миры
В детстве вы строили замки, готовили кашу-малашу, прятали «секретики», создавали свой маленький мир и даже не подозревали, что переносите в реальность «рельеф своей души». Картины, созданные на песке, - отражение бессознательного. По нему психологи определяют внутреннее состояние человека. Кстати, они рекомендуют взрослым вспомнить детство и поиграть в песочек. Уверяют, что через песок можно установить связь между телом и сознанием, устранить причины многих соматических проблем. Возможно, поэтому песочная терапия одна из популярных в мире.
— В нашей республике песочная терапия мало известна. Педагоги, психологи, воспитатели используют песочницу больше для расслабления, игр и для развивающих занятий, т.е. как педагогическую песочницу, но никак не психотерапию, а ведь она является достаточно эффективной методикой, — говорит песочный терапевт Амина Газиева. — Наш специалист проходит учебную психотерапевтическую программу по Юнгианской песочной терапии «Sandplay» и готовится к Первому Поволжскому форуму в Казани, где ведущие специалисты страны представят лучшие разработки в этой области.
— Песок я любила с детства, — продолжает А.Газиева, — часами могла строить замки и лепить фигурки. И сейчас песок наполняет меня энергией. Когда дети строят песочные замки, дороги и города, то они выражают свои чувства и отношение к окружающей действительности. Если даже мы, взрослые, порой не понимаем, что с нами происходит, и не можем разобраться в себе, что уж говорить о детях. А песочная терапия помогает увидеть внутренний мир, эмоциональное состояние. К тому же это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей ребенка.
Песочная терапия, Юнгианская песочница, игры с песком, кинетический песок, рисование песком – вот лишь несколько видов применения этого материала для «работы» с детьми. Эти методы сейчас на слуху, и в них так легко запутаться родителям. Один и тот же материал используется в разных целях. Если игры с песком или рисование на песке относится к развивающим занятиям, то Юнгианская песочная терапия – это глубокая психологическая работа, требующая специальных знаний в области аналитической психологии, мифов, сказок, легенд, символики, архетипов, религии.
Если психолог работает в русле классическойнгианской песочницы, то большое значение уделяется символам, каждая фигура в песке символична, — вводит в курс дела Амина Газиева.
Сегодня на приеме Марат. Ему девять лет. Мама жалуется, что он практически с ней не общается и в последнее время между ними часто возникают конфликты. Перед ним две песочницы с мокрым и сухим песком. Терапевт просит Марата создать в песочнице пейзаж. По его изображению можно будет вычислить душевное состояние мальчика. Он выбирает фигурки и размещает их на песке, строит свой маленький мир.
Пейзаж у Марата не радостный: пеньки, камни, шишки. Потом он посадит три дерева, рядом с деревьями — два коня, между ними — лев.
Лев – это сам Марат. Лошади – его родители. Лев словно зажат между двумя большими фигурами. С одной стороны, чувствует себя в безопасности между двумя «родителями», а с другой — они его давят. Зона «действия» в песочнице пустая, значит, повлиять на ситуацию мальчик пока не в состоянии. Ребенок желает больше свободы и меньше опеки. Родители же считают, что он должен как можно больше времени проводить за уроками и меньше на улице. Улица, в их понимании, — всегда дурная компания и вредные привычки.
По мнению психолога, ребенку необходимо вписаться в социум, найти свою среду и занять в ней свое место. Он должен научиться строить отношения и получить прививку от опасного социального опыта, вовремя совершив свои ошибки. Научиться искать баланс между полученными правами и обязанностями. Поэтому не стоит полностью ограничивать свободу.
— Если ребенок маленький, я говорю ему: «Представь, что ты волшебник, ты много лет бродил по пустыне, искал место для своего волшебного замка. И вот наконец ты нашел это место. Теперь ты сможешь построить здесь свой мир». При этом ребёнку даётся столько времени, сколько ему необходимо. Я его не тороплю, не подгоняю, не вмешиваюсь в процесс, но внимательно наблюдаю за происходящим. После того, как постройка завершена, задаю наводящие вопросы, и он всегда с увлечением рассказывает, кто главный герой в сказке, что происходит в этом мире, какой этот мир — добрый или злой, – поясняет Амина Газиева, попутно раскладывая фигурки.
Психологическая песочница – это пространство, в котором дети могут в естественной форме через игру проявлять свои желания и мечты, страхи, обиды и злость, волнения и сомнения. Все то, что они не могут выразить словами и что глубоко скрыто от родителей в подсознании. Анализируя песочные миры, можно диагностировать общее психологическое состояние ребенка, его страхи, психотравмы, внутренние конфликты, виды и направленность агрессии, уровень социализации и проблемы во взаимоотношениях у взрослых, конфликты в садике, в школе, с близкими людьми.
— Какие проблемы помогает решать песочная терапия?
— Прежде всего поведенческие и эмоциональные проблемы детей: непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, застенчивость. Часто сюда приводят детей после смерти близкого человека, смены места жительства, разлуки. У многих ребят возникают проблемы в детском саду или школе, и, как правило, они об этом не говорят, замыкаются в себе. Если заметили перемены в характере, ведите его к психологу.
— На ваш взгляд, в чем еще заключается лечебный эффект от рисования песком? Чувствуете ли вы, как дети после занятий меняются?
— Я как специалист, конечно, наблюдаю положительные изменения в ребенке. Через процесс рисования на песке ребенок становится с каждым разом всё спокойнее, агрессивные сценарии сменяются на позитивные. Не стоит ждать быстрых изменений, но чаще положительный эффект наблюдается после десяти занятий. Главное, что и сами родители замечают перемены в своих детях.
— Когда дети играют на улице с песком, это тоже метод терапии?
— Мне часто задают вопрос: чем отличаются игры с песком во дворе или же домашняя песочница от профессиональной? Конечно, это будет не совсем обычная песочная терапия, на которую вы можете попасть, обратившись к психологу. Скорее это увлекательные игры с песком и игрушками. Вы сможете весело провести время со своим ребенком, лучше его понять и узнать, улучшить детско-родительские отношения. Во время групповых игр на песке вы сможете понаблюдать, как проявляет себя ваш ребенок, как он взаимодействует с другими детьми, какой стиль поведения выбирает, умеет ли он сотрудничать, насколько развиты его коммуникативные навыки.
Но если даже дома много игрушек, у песочного терапевта будет их намного больше. Коллекция собирается годами, игрушки везутся с разных уголков страны. И не всякий, даже самый квалифицированный психолог может быть хорошим песочным терапевтом. Этот специалист прежде всего сам должен быть ребенком… И пусть он ошеломляет людей, которые позабыли о том, что ребенок должен шалить, играть, иногда немного дерзить, задавать нелепые вопросы, говорить глупости, в которые он иногда и сам не верит, а иногда верит так отчаянно и искренне, что из этих «глупостей» вырастают гениальные идеи и творческие прозрения. И пусть многие недоумевают: «Неужели это и есть духовный путь, ведь этот человек незрелый!» Но этот «взрослый ребенок» гордится такими отзывами.
По словам Пауло Коэльо, надо верить себе, доверять своим чувствам. Когда веришь себе и чудесам – чудеса происходят. Надо быть наблюдательным, внимательным к мелочам, потому что именно они могут нарушить привычный ход событий. Итак, психолог, использующий песочную терапию, должен видеть и примечать все, стараться запомнить и безмолвствовать до той поры, пока создатель мира не захочет привлечь его внимание к себе и своей песочной картине, — считает песочный терапевт Амина Газиева.