18:00 | 15 октября, Пн

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Робот-пациент: работа над возможными ошибками

Студенты ДГМУ осваивают симуляционные технологии

A- A+

Больной жалуется на плохое самочувствие, у него повышенная потливость, учащенный пульс. Необходимо провести комплекс неотложных мероприятий. Ничего особенного – рядовой клинический случай. С той лишь разницей, что перед нами… робот-пациент. Он моргает, тяжело дышит, с ним можно вступать в речевой контакт. На мониторе – вся его органика: идет регистрация сердечных сокращений, а пульсоксиметр измеряет насыщение крови кислородом. При желании можно подключить датчик измерения артериального давления.

Другой «пациент» поступил с подозрением на аппендицит. Для уточнения диагноза проводим пальпацию «живота» с целью обнаружить болевой симптом в проекции червеобразного отростка. В какой-то момент на экране появляется красная рябь и одновременно с этим доносится: «Ай, мне больно!» Диагноз ясен: мы действительно имеем дело с воспалённым аппендиксом. Точно так же можно инсценировать любые другие клинические ситуации, осложнения.

Это стало возможным благодаря созданию на базе Дагестанского государственного медицинского университета симуляционного аккредитационного центра, который оснащен высокотехнологичным оборудованием, позволяющим проводить обучение с помощью передовых симуляционных технологий. Учебная база представлена привычными глазу манекенами, муляжами, тренажерами и современными медицинскими симуляторами – роботами-пациентами.

С этого года при центре организована и открыта кафедра медицинской симуляции и учебной практики. Со слов руководителя учреждения и нового структурного подразделения Расула Койчуева, центр аккумулирует в себе основное симуляционное оборудование и робототехнику, которая есть в ДГМУ. Он был создан в 2016 году по инициативе ректора Сулеймана Маммаева. Вместе с тем, конечно, это не только политика отдельно взятого конкретного вуза – использование инновационных технологий продиктовано и веяниями времени: сегодня федеральные государственные образовательные стандарты предполагают практикоориентированный подход. Это означает, что по окончании учебы выпускники должны уметь определить порядок маршрутизации пациента, установить точный диагноз, оказать квалифицированную первую медицинскую помощь и т.д.

Симуляционные технологии применяются для освоения и закрепления навыков, начиная от более простых, как проведение венозного доступа при заборе крови для анализа, внутривенное струйное введение лекарства, так и более сложных манипуляций, используемых в медицинской практике. Благодаря симуляционному виртуальному оборудованию даже можно обучить выполнению оперативных вмешательств: удалению желчного пузыря, почки. Обучающийся имеет возможность проводить доступ в брюшную полость имитируемого организма и выполняет, допустим, удаление того же червеобразного отростка. В данном случае, что немаловажно, риск ошибиться ничем не грозит здоровью потенциального больного – начинающий специалист может повторять выполнение навыка до того момента, пока преподаватель не убедится, что он все правильно освоил. И это одно из главных преимуществ симуляционного обучения.

Робот-пациент, надо сказать, очень реалистично демонстрирует ухудшение состояния человеческого организма. Есть симуляторы, имитирующие физиологические роды, различные шумы и тоны сердца, легких, позволяющие воссоздать ситуацию с критическими нарушениями жизнедеятельности. К примеру, симулятор для обучения и оттачивания навыков по гибкой эндоскопии показывает, как происходит извлечение инородных тел из трахеобронхиального дерева. Основной инструмент – бронхоскоп – используется в обычных клинических условиях, позволяет исследовать просвет трахеи и бронхов. Перед «операцией», как и положено, вводится местный анестетик.

Ещё одна интересная техника помогает начинающим и уже практикующим хирургам осваивать новые операционные методики в эндоскопической хирургии. Имеется и эндоскопическое оборудование, применяемое в гинекологии.

Кабинет неотложной медицинской помощи. Здесь проводит занятия по базовой и расширенной сердечно-легочной реанимации доцент кафедры Аида Асельдерова. Студентам объясняют и показывают, как осуществляются интубация трахеи, электроимпульсная терапия, дефибрилляция.

По большому счёту речь идёт о мероприятиях, направленных на поддержание жизнедеятельности, которые проводятся при сердечно-легочной реанимации в клинической практике.

– Однако, чтобы обеспечить циркуляцию и вентиляцию при гипоксии, важно каждую процедуру выполнять правильно, иначе эффективной компрессии с хорошим выбросом не получится, – учит доцент своих подопечных азам медицинской науки. – Руки, – продолжает она вводить в курс дела, – надо держать строго перпендикулярно, не сгибая в локтях, а давить силой всего туловища. Первое нажатие – диагностическое: вы должны проверить грудную клетку на эластичность, смотрите, насколько она податлива. Ну а самое главное в непрямом сердечном массаже – определить, нужен ли он человеку или нет. Показание всего одно – остановка сердца.

Для закрепления теоретической части каждый обучающийся подходит к муляжу и проводит непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Студенту 6-го курса лечебного факультета Махмуду Магомедову теория и навыки однажды уже пригодились на практике – он оказывал помощь человеку, у которого произошло западение корня языка, и успешно провел мероприятия по освобождению дыхательных путей.

Под руководством доцента Басира Алиева проходят занятия у второкурсников. Опытный хирург и наставник, он доходчиво объясняет ребятам, как врач должен готовиться к операции, какие меры нужно предпринять, чтобы инфекция не распространялась, рассказывает о нормах поведения в зонах операционного блока. Предполагается операция? Значит, необходимо обработать операционное поле и ограничить его стерильными простынями. Имеет место травма или ранение – нужны умения и навыки по оказанию первой помощи. Словом, в центре происходит обучение студентов в условиях, максимально приближенных к клинической практике.

Возникает вопрос: а как до этого они осваивали практические навыки, закрепляли и оттачивали их? Как производился допуск к медицинской деятельности? Ведь раньше не было процедуры первичной аккредитации для выпускников вуза, а для ординаторов и врачей – специализированной аккредитации после программ ординатуры и профпереподготовки. Во-первых, была практическая подготовка в лечебных учреждениях, и потом симуляционное обучение в медицинском образовании имело место всегда, отмечает Расул Койчуев. Только вместо современных сложных роботов и симуляторов пятого, шестого поколений реалистичности выступали менее совершенные устройства, те же манекены или учебно-медицинские тренажёры.

– Симуляционные технологии развиваются очень быстро и внедряются в медицинское образование. Мы их в нашем университете также реализуем и используем для улучшения качества подготовки обу­чающихся. Это ключевой вопрос, который стоит на повестке дня, – говорит руководитель центра.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Здоровье»