Правда, если по поводу древности дербентской Джума-мечети ни у кого не вызывает сомнений, то о культовом назначении «объекта, похожего на крестово-купольный христианский храм» албанского периода, обнаруженного на территории цитадели Нарын-кала, у исследователей истории Дербента имеются разногласия. Тем более, что в историческую литературу и в соответствующую документацию этот памятник вошел как «подземное водохранилище», относящееся к XVII-XVIII векам.
Однако многолетний исследователь Дербента, профессор Александр Кудрявцев не сомневается в том, что это сооружение является христианским храмом, построенным в период V-VII вв., а не подземным водохранилищем XVIII века. В пользу своей версии профессор приводит убедительные аргументы. Согласно данным письменных источников, именно в этот период Дербент был одним из крупнейших христианских центров Восточного Кавказа, куда стекались албанские христианские князья и религиозные деятели. Им ведь нужен был дом Бога для проведения молитв. В тот период точно такие же крестово-купольные храмы были широко распространены в Закавказье. По версии А. Кудрявцева, после того, как арабы утвердились в Дербенте, начиная с VIII века храм был заброшен и в период XVII — начале XVIII вв. приспособлен для использования в качестве цистерны для хранения воды.
Археолог обращает внимание на крестообразную планировку, строгую ориентацию памятника по сторонам света и на его расположение в центре цитадели в самой высокой ее точке. Не остается незамеченным и тот факт, что из 6 водохранилищ, известных сегодня в Дербенте, 5 имеют рациональную стандартную, квадратную или прямоугольную форму (и все они поземные или полуподземные), а это имеет крестообразную.
И нигде на Восточном Кавказе больше нет крестово-купольных водохранилищ. Это понятно. Ведь при стандартной планировке цистерна вмещает намного больше воды, нежели крестообразная. Сооружение купола – самая трудоемкая работа. Для водохранилища купол не нужен. А для храма он обязателен. Крест является самым главным символом христианства. Разве могли мусульмане в XVII или XVIII веке построить крестово-купольное водохранилище, в основе архитектуры которого заложен главный идеологический символ другой веры?
Раскопки экспедиции А. Кудрявцева показали, что это сооружение не вырублено в скале. Она, скала, находится на глубине 9 метров, и вокруг стен «водохранилища» — одни культурные слои, только вверху насыпи привезенного грунта. Все водоводы от цистерны обнаружены только в верхних слоях и относятся предположительно к XVIII-XIX вв., может быть, захватывают конец XVII века. А внизу, у основания нет ни одного водовода. А как брали воду? Поднимаясь на высоту 9 метров? Несомненно, оно не было водохранилищем с самого начала, уверен профессор А. Кудрявцев.
Кроме того, раскопки показали, что стены объекта имеют 3 слоя штукатурки. На двух поздних слоях при лабораторных анализах обнаруживаются бактерии, которые образуются в водной среде, а на самом раннем, красивом, розового цвета слое их нет. А зачем, вообще, нужна была цветная штукатурка?
Это означает, что изначально там не было воды, и перед тем как заполнить его водой, стены поверх декоративного слоя были оштукатурены высококачественным раствором: сооружение не было построено как водохранилище.
В преддверии 2000 летнего юбилея Дербента количество гостей, прибывающих в древний город из российских регионов, официальных делегаций, в том числе и деятелей церкви, постоянно растет. Особый интерес у них вызывает именно крестово-купольное сооружение, о котором просят рассказать более подробно. Не понаслышке знаю, какое приятное или даже слегка радостное удивление вызывает у русских гостей, когда они узнают, что современные дагестанцы являются потомками первых на территории современной России христиан. Их радует то, что дагестанцы в прошлом были причастны к духовным ценностям, исповедуемым сегодня россиянами православными. А беседы дербентцев и гостей древнего города на религиозную тему завершаются признанием истины: все мы дети Адамовы и поклоняемся Единому Всевышнему, и велено нам жить в дружбе и согласии, помогая друг другу.
Не сомневаюсь, что при раскопках на крестово-купольном сооружении в крепости Нарын-кала разгадают еще одну тайну Дербента, будут найдены дополнительные доказательства, артефакты, подтверждающие его культовое назначение. И оно к юбилею города станет еще одним объединяющим народы России уникальным древнейшим историческим памятником Дербента.
Дербент – это история Дагестана, история России, и не надо стараться вычеркивать в ней одну из славных и очень интересных страниц, свидетельствующих о приобщенности дагестанцев к цивилизационным процессам с древнейших времен.