Драма современной жизни
Как дороги родная земля, родной дом! Эти понятия имеют особый смысл, это земля отцов и дедов. Каждый из нас должен быть верен заветам отцов, а не манкуртом, отказывающимся от своих национальных обычаев, традиций, теряя нравственные ориентиры.
В последние годы многие молодые люди, стремясь к удобствам и благоустроенной жизни, уезжают из сел в города и долгое время не приезжают к родителям в родные места. О брошенных родных очагах, забытых могилах предков, современных детях – новый спектакль «Три дня» по одноименной пьесе народного писателя Дагестана Абдуселима Исмаилова.
Необходимость осуществления спектакля с таким сюжетом назрела давно у режиссера-постановщика, народного артиста РД Мирзабека Мирзабекова. «Это духовная потребность, которая неизбежно должна была возникнуть. Спектакль «Три дня» — это драма современной жизни», — говорит режиссер.
Первым премьерным спектаклем 80-го театрального сезона Государственного Лезгинского музыкально-драматического театра им. С.Стальского стал спектакль «Три дня» А.Исмаилова. Сюжет очень драматичный. Действие происходит в горном селе, покинутом его жителями. Лишь одинокий старик Рамалдан доживает свои последние годы на родной земле. У него три сына, они живут в городе. Прошло три года, как похоронили мать, а на могиле не установлен надгробный камень. Старый Рамалдан каждый день с раннего утра приходит на кладбище и своими руками готовит могильные памятники жене и себе. Рамалдан огорчен, что сыновья не навещают его, и просит невестку Сейран отправить сыновьям телеграмму о своей смерти. Они все-таки приезжают и видят своего больного, немощного отца. Вместо того чтобы радоваться, что отец жив, сыновья устроили скандал и хотели тут же уехать. У старого Рамалдана одна надежда на внука Рустама, который вместе с матерью Сейран, оставленной пьяницей — мужем, сохраняет огонь в родном очаге. Несколько последующих драматических событий в семье приводят к смерти отца.
«Три дня», по замыслу автора, — это рождение, жизнь, смерть. Кто не верен этой связи, тот теряет главное – саму жизнь. А ее смысл — в связи с родным очагом и землей, отцом и матерью, с детством и колыбелью. Режиссер-постановщик постарался показать зрителю гармонию жизненных ситуаций, созвучных современности.
Достоверная своей реальностью игра заслуженного артиста РД Ш.Закарьяева, его умение выдержать паузу мастерски передают боль Рамалдана. Зритель воспринимает ее как свою собственную. Трагедию материнского горя верной жены Тамум, которую семейная ссора и в могиле тревожит, тонко передает актриса Эльмира Караханова. Тамум прощает сыновьям все, даже их долгие отлучки из дома, их забвение старого отца и ее могилы, могилы матери. Она постоянно является во сне Рамалдану и просит не обижаться на сыновей. Актриса сумела показать силу и величие материнской любви.
Режиссер очень долго искал ключ к образу Сейран. И совместное решение актрисы Наиды Исрафиловой и режиссера привели к желаемому результату, который «будоражит» восприятие зрителя и рождает сочувствие к героине. Выразительны образы сыновей: Кайибега и Селимбега. Их создали заслуженные артисты РД А.Агаханов, С.Думаев, Ширинбега – В.Сулейманов.
Помогла восприятию драматических событий в спектакле музыка заслуженного деятеля искусств России, композитора Магомеда Гусейнова.
Бурные аплодисменты зрителей стали высшей оценкой работы коллектива театра.
Эминат Заирбекова