Этикет – это, пожалуй, установленный порядок поведения человека в обществе, среде обитания, это нравственные требования и нормы, выработанные человечеством за многие века. Есть общечеловеческие ценности морали и нравственности, а есть и особенности, присущие только одному народу или общности нескольких народов, как, например, на Кавказе.
У горских народов есть свой горский этикет, где заложены самоочевидные нравственные принципы, не противоречащие общим, но имеющие свои представления о должном, сквозь которые прослеживается наука о природе горца.
Древняя культура горцев не утратила своей актуальности и в наш жесткий век, но все ли знакомы с горским этикетом? Республиканский дом народного творчества Министерства культуры РД по поручению Главы республики в Год культуры издал небольшую брошюрку «Горский этикет», вслед за ней наша газета напоминает читателям о морали горца, складывающейся веками, где нравственность является основополагающим фактором.
Приветствие и обрщаение горцев
Традиция приветствовать друг друга при встрече — это древний обычай. В ней отражена заветная мечта о мире и дружбе. «Ассаламу алейкум!» — это означает: «Мир вам!».
Издавна существовали приветствия на родных языках. Даргинские сельчане встречают друг друга обращением: «Валх|унри!»; аварцы — «Ворч|ами!»; лакцы — «Изров!»; андийцы — «Вуч|ч|инде!»; рутульцы — «Мид вахт хайп!»; кумыки -«Хошкельды!» и т.д. Все эти приветствия по смыслу означают: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуйте!» и т.д.
После устного приветствия следует рукопожатие, сопровождаемое добрыми пожеланиями.
Первым должен здороваться тот, кто едет верхом. Младший приветствует старшего; спускающийся с горы — поднимающегося; подходящий — сидящих; пришедший — собравшихся, выражая пожелания успехов и благополучия.
Обычаи гостеприимства
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.
Гость ни в чем не должен нуждаться — таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Его одежду освежали и выстиранную, поглаженную хозяйкой дома на утро подавали гостю, как и начищенную обувь.
Если горец впервые появлялся в незнакомом ауле, он отправлялся на годекан (а там до глубокой ночи сидели люди), обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему вынужден остановиться в этом ауле. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять его уступалось старшему.
В Западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным.
Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. Существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи.
По традиции после пребывания в гостях горец произносил благодарственные слова, обращенные к хозяину дома: «Да умножится и не уменьшится хлеб в твоем доме».
Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. Перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».
(Продолжение следует)
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




738