Купить PDF-версию
14:36 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
05:51 20.05.2014

Концерт как эксперимент

В Махачкале прошел первый концерт VII Международного музыкального фестиваля «Порт – Петровские Ассамблеи», который проводит Даггосфилармония при поддержке министерств культуры России и Дагестана. Нынешний фестиваль открылся выступлением аргентинского дирижера Рамиро Ариста совместно с камерным оркестром Дагестанской филармонии.

Это был дебютный концерт маэстро. Так совпало, что концерт – открытие Ассамблей стал начальным концертом тура Рамиро Ариста по Южному федеральному округу России.

Для первого отделения концерта в Махачкале Рамиро выбрал музыку румынских композиторов. И вполне понятны были опасения — примут ли наши слушатели достаточно сложные современные произведения? Готовы ли они к этому? Такой вопрос был задан одному из организаторов фестиваля музыковеду Ирине Нахтигаль:

— Одна из сверхзадач работы филармонии – воспитание слушателя. В течение многих лет на протяжении всех наших сезонов мы готовим зрителей к таким сложным программам. Одно дело – слышать что-то знакомое и испытывать радость узнавания, чувство самоутверждения – все это хорошо и замечательно, но совсем другое – музыка, требующая внимания и душевной работы. Произведения румынских композиторов в Дагестане еще не звучали, это будет премьера.

Три новых имени стали известны дагестанским любителям классики: Пауль Констанстинеску, Джордже Энеску и Дан Бучу. Их музыка в какой-то степени напомнила слушателям Шостаковича и Ширвани Чалаева в своей опоре на философию народной самобытности. Особо образным в этом смысле прозвучало произведение Дана Бучу под названием «В поисках утраченного фольклора».

Второе отделение концерта подарило слушателям встречу со всегда желанным Астором Пьяццоллой и другими латиноамериканскими композиторами: Вилла– Лобосом, Херардо ди Джюстою.

После концерта журналисты спросили у Рамиро Ариста: почему именно такой выбор программы?

— Аргентина – моя родина, но я учился в Румынии в Бухарестской консерватории и аспирантуре, прожил там 10 лет, и мне дорога эта страна и ее культура. Мое сердце между Аргентиной и Румынией. Я – румынский аргентинец. Поэтому в моих концертах звучит румынская музыка. Она богата фольклором, как и латиноамериканская. Нас отделяют 16 тысяч километров, я играю нашу музыку для вас. Очень хочу показать музыку дагестанских композиторов со своим симфоническим оркестром в Перу. Мы далеки друг от друга, но музыка нас подружит и объединит.

— Как проходила ваша работа с оркестром нашей филармонии?

— Иногда было легко, иногда трудновато. Наша музыка очень богата ритмически. Ритмика вашего фольклора совершенно другая. Когда я на своей родине играю русскую музыку, то она тоже трудна и непонятна для моих соотечественников.

Рамиро Ариста произвел большое впечатление и на музыкантов оркестра, и на слушателей своей заразительной энергетикой и эмоциональностью. Очень выручило то, что он знает русский язык настолько, чтобы провести полноценные репетиции. Его экспрессивная манера дирижирования, порой напоминавшая латиноамериканский танец, совсем непривычна для нас, поскольку российская школа дирижирования традиционно предполагает большую строгость и сдержанность.

Аргентинский дирижер провел в Махачкале несколько дней, успел искупаться в море и увидеть Махачкалу. На прощание получил в подарок диски с записями произведений дагестанских композиторов – прелюдии Наби Дагирова и концерты Ширвани Чалаева. Он уехал с пожеланиями всем своим слушателям долгой жизни и любви, а также c твердым намерением продолжать творческое сотрудничество и познакомить своих заокеанских соотечественников с творчеством дагестанских композиторов.

Фестиваль «Порт – Петровские Ассамблеи» продолжается, его концерты будут проходить в городах республики в течение месяца. Организаторы этого музыкального праздника подготовили много разнообразных жанровых программ на любой вкус.

Статьи из «Год культуры»