Он пишет свет
26 живописных полотен представил художник Буниамин Каллаев (Лак Буни) в Доме дружбы в Махачкале на своей авторской выставке.
Лак Буни – дагестанский художник, который в своих картинах излагает концепцию души, понятие расширенного сознания и непреложную необходимость духовной жизни.
— Чтобы услышать свою душу, – говорит Лак Буни, – надо из головы переместиться в сердце, ибо это есть центр человека, и оставаться там. Тот, кто спустился в центр себя, понял, кто он на самом деле, поскольку ощутил единство с Богом. И тогда иллюзии конфессиональной розни, нонсенс национальных разделений – все лишние слова и понятия вылетают из головы.
У художника прекрасное образование — Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества им. Репина, мастерская Бориса Угарова. Здесь Буниамин Каллаев прошел большую академическую школу. География выставок, общих и персональных, – Москва, Санкт-Петербург, Баку, Махачкала, Франкфурт, Ольденбург, Милан, Феррера, Бергамо. После дипломной работы «Древо жизни» ему прочили будущее художника-реалиста, но выставкой «Медитация в искусстве» в Третьяковской галерее в 1992 году он окончательно пресек попытки отнести себя и свое творчество к какому-либо консервативно определенному жанру.
Сегодня о Лаке Буни говорят: «Он пишет свет». На выставке в Махачкале было представлено много работ в этом ключе. На каждой свет разный. Иногда этот свет равномерно распределен, разлит в воздухе, гармонично соединяясь с пейзажем, а иногда вся картина состоит из одного лишь света: где-то свет мягкий, равномерно переходящий от одного спектра излучения к другому, где-то свет сосредотачивается в пучки слепящих лучей, исходящих от центра картины и готовых озарить все вокруг, вырвавшись за рамки изображаемого.
На вопрос: «Каков принцип выбора цвета и сюжета в этих картинах?» — художник отвечает: «Здесь дело не в том, каков цвет, а в психологической структуре отдельного человека. Эти картины – попытка задержать ум человека в одной точке. Мне было важно, чтобы ум отдохнул, замолк и человеку стала слышна его душа».
Представлено на выставке и несколько пейзажей художника. Основная тематика работ – море и горы. Каждая картина выдает невообразимое мастерство Лака Буни. Вот что о пейзажах художника пишет в своей статье «Свет, который везде…» искусствовед Елена Кузина: «Пейзажи его («Озеро Ак-Гель», «Закат на море», «Горное озеро», «Горная река» и др.) поразительны тем, что в них идеальное с точки зрения академической живописи художественное воплощение совмещено с традицией импрессионизма, где творческая основа – безошибочное следование чувству, интуиции, энергетике. И тут же – предельная истинность художественного воспроизведения всего, что населяет мир. Сочетание максимальной конкретности изображения с сиюминутным дыханием жизни рождает очарование, напоминающее это тягучее и празднично-загадочное слово – ОЧАРОВАНИЕ, происходящее от корня чар-, чары. Наверное, оттого Буниамину Каллаеву свойственно цветовое бесстрашие палитры. Все тона природны, реальны, но все равно выглядят как откровение, данное свыше ему, художнику, который, не желая владеть этим чудом исключительно в качестве частной собственности, безвозмездно передает его нам…».
Экспозиция хоть и оказалась не столь грандиозной, но оставила массу впечатлений у тех, кто побывал на вернисаже. Каждый спешил поделиться своими впечатлениями.
Первый зам.министра по национальной политике РД Баганд Магомедов сказал: «Это не просто художник, который фотографически передает пейзажи, это человек действительно духовно насыщенный. Его мировоззрение, его видение мира переданы в работах. Очень жаль, что здесь представлены картины только из его мастерской. Многие выдающиеся полотна находятся в частных коллекциях. Картины Буниамина выставлялись в Третьяковке и лучших выставочных залах Москвы и Петербурга – это огромная честь, единицы дагестанских художников удостоены этого. А для нас сегодня честь знакомиться с творчеством такого талантливого мастера».
«Это художник-философ, художник-мистик, который всегда деликатно предлагает нам свой опыт познания бытия, увлекает в мир тончайших состояний, необыкновенных ощущений, почти неуловимый, но всегда яркий, как тот свет, что струится с каждого полотна мастера. На самом деле, когда мы смотрим на полотна Каллаева, мы медитируем, мы успокаиваемся, мы находимся в гармонии с природой. Каждое следующее полотно – это постепенное движение от тьмы к свету», – поделилась впечатлениями представитель Министерства культуры РД Лилия Гасанова.