В этот раз Русский драматический театр им. Максима Горького Кабардино-Балкарии привез спектакль «Король Лир» Уильяма Шекспира и представил его публике на четвертый день фестиваля. «Потому что это классика! «Король Лир» раскрывает проблемы, актуальные для всех национальностей, для любого менталитета», — коротко и ясно ответила директор театра Фатима Николаева на мой вопрос о выборе пьесы.
Проблема отцов и детей извечна. Наверное, поэтому зал полон молодежи. Трагедия Шекспира — одно из самых узнаваемых его произведений, в котором рассказана история деспотичного короля, охотно верящего в лесть дочерей и позже не жалеющего проклятий для них же. Дело происходит в Британии в IX веке н.э. Король Лир на склоне лет решает «отойти от дел» и разделить свое королевство между тремя дочерьми, а взамен хочет услышать, как сильно они его любят. Старшие, Гонерилья и Регана, без зазрения совести, подбирая самые высокопарные эпитеты и приводя метафоры, описывают свою неземную любовь к отцу, а младшая Корделия (до этого момента любимица отца) отказывается произносить лестные речи, считая, что ее любовь и так очевидна. Король в ярости лишает ее наследства, покрыв всевозможными проклятиями. Он, конечно, узнает истинное положение дел, но слишком поздно.
Молодые зрители, сначала уткнувшиеся в телефоны, постепенно оценили постановку по достоинству. Были даже такие, кто снимал спектакль на свои смартфоны, чтобы показать дома. «Посмотри, да! Она любит тебя!», — пыталась громким шепотом донести очевидное до Лира девушка позади меня. Но на нее никто не «шикнул», потому что у каждого в горле застряло подобное восклицание. Во время антракта начались бурные обсуждения, а после него людей не стало меньше, как это зачастую случается.
Постановка – это видение Шекспира режиссером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств России Султаном Теуважевым, задействовавшим в спектакле ведущих артистов нальчикского театра, что было отмечено и критиками.
«Очень хорошо, что театр привез классику, которую надо знать всем, что со сцены говорили стихами Шекспира и поднимались проблемы человеческого коварства, лжи, никому не чуждые и сегодня», — поделилась театральный критик, искусствовед, председатель секции критики Фонда театральных деятелей Дагестана, ведущий научный сотрудник Дагестанского научного центра РАН Гулизар Султанова после спектакля.