Танец – поэзия души


Алисафтар Арзуманович Арзуманов. За этим именем стоят целая эпоха и конкретная жизнь - такая непростая и такая нетипичная... Являясь танцором с первого дня основания Государственного заслуженного ансамбля «Лезгинка», он внес достойный вклад в танцевальное искусство СССР, России и Дагестана.
В достаточно юном возрасте Алисафтар был принят в состав популярного ансамбля танца «Лезгинка». Уже к 16 годам он неоднократно выступал с искрометными танцами народов Кавказа не только перед дагестанцами. Талантливому молодому танцору рукоплескали восторженные зрители Англии и Франции, ФРГ и ГДР, Венгрии и Югославии, Чехословакии и Турции, Португалии и Туниса, Алжира и Марокко.
Из насыщенной гастрольной жизни тех лет Алисафтар Арзуманович вспоминает:
— В 1961 году ансамбль «Лезгинка» гастролировал в Париже. Концерты продолжались несколько дней с аншлагом. И вдруг в один прекрасный солнечный день в парке, где мы отдыхали, раздался восторженный крик. Все посмотрели на небо. Реактивный самолёт, кружа над Парижем, на чистом голубом небе дымом вывел слово «Лезгинка». Потрясающее зрелище! На мой взгляд, это было самой большой оценкой заслуг нашего коллектива, выше всяких премий, почётных грамот, званий и похвал.
— А что значит для вас танец?
— «Танец – это поэзия ног», — говорил английский писатель Джон Драйден, живший во второй половине XVII века. Видимо, вначале так и было. Прошло время, и танец стал не только поэзией ног, рук, головы, мимики, но и поэзией души. Если нет непреодолимого желания выражать состояние души пластикой тела, влюблённости и искры таланта, само по себе движение рук и ног, даже очень организованное и ритмичное, – это ещё не танец, не произведение искусства. Также я назвал бы танец отдельным видом спорта. Ведь танец включает многие элементы спортивных движений.
Творческая деятельность А. Арзуманова — это бесконечный процесс совершенствования. Более 50 лет его имя не сходило с афиш в России, ближнем и дальнем зарубежье. За эти годы артист многократно пересекал страны с севера на юг, с запада на восток. И всегда его выступления сопровождались бурными аплодисментами и имели превосходные рецензии в печати.
Знают Алисафтара Арзуманова и как талантливого руководителя и главного балетмейстера Государственного ансамбля песни и танца «Гёк-гёль» (Азербайджан). В Стране огней, всегда славившейся выдающимися поэтами и музыкантами, его любили и уважали за талант, за труд, за скромность и человечность.
Он много и плодотворно работал с молодёжью. Его воспитанники с честью носят звание учеников Арзуманова. Ансамбль «Огни Дагестана», который он создал в молодом городе Дагестанские Огни и руководил им долгие годы, и сегодня выступает с успехом в городах и районах республики.
А. Арзуманов организовал также ансамбль «Дербент» и студию хореографии «Лучи Дербента», был художественным руководителем Дома пионеров и школьников, художественным руководителем Дворца детства и юношества Дербента, директором Дворца культуры совхоза им. К. Маркса Дербентского района.
Своей кипучей энергией, общительностью и обаянием Алисафтар Арзуманович снискал большое уважение в обществе, среди коллег и знакомых. За большой вклад в развитие танцевального искусства он награжден многими почетными грамотами, дипломами, занимая призовые места на городских, республиканских, российских и всесоюзных конкурсах, а также почетными грамотами Всесоюзного фестиваля народного творчества и Министерства образования Дагестана, медалью «Ветеран труда». Он избран почетным членом Союза хореографов Дагестана за выдающийся вклад в развитие и сохранение лучших традиций хореографии Дагестана. В 2001 году удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан».
Сегодня Алисафтар Арзуманович на заслуженном отдыхе. Его часто посещают друзья, воспитанники, коллеги. Для всех он — легенда, муалим, общение с которым возвышает, мастер, у которого всегда есть чему научиться.
Тахмираз Исмаилов