Другая литература
Встреча с редакторами журнала «Опустошитель» Вадимом Климовым и Верой Крачек прошла в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова. Журнал выходит не только в бумажном формате, но доступен и в сетевой версии. Небольшой круг читателей есть у него и среди дагестанской творческой интеллигенции. По их приглашению и выступили гости, рассказали о журнале, своих философских взглядах на жизнь и искусство.
Ретро-авангардный проект «Опустошитель», как его называют создатели, стремится дать литературному авангарду вторую жизнь. С момента создания в 2010 году журнал противопоставил себя всему, что происходит в русскоязычном сегменте литературной жизни. Он публикует живых и мертвых авторов, признанных классиков и никому не известных дилетантов, не видя между ними разницы. «Опустошитель» ориентируется на классику модернистской литературы – зарубежные тексты сюрреалистов, дадаистов активно переводит. Нужно отметить, что аналогичная литература в нашей стране практически не издавалась и является предметом изучения филологов. «Опустошитель» позволяет о ней вспомнить, узнать, ищет новые формы, замыслы, смыслы, какими бы отчаянными они ни были.
По словам основателя журнала прозаика Вадима Климова, цивилизованное сообщество, вдохновленное антиутопиями Оруэлла и Замятина, так отчаянно отвоевывало свободу у тоталитарных государств, что угодило в мир всеобщего рынка и транснациональных корпораций. Опутанные миллионом цепей, массы до сих пор не утратили страха перед государственным тоталитаризмом и продолжают верить в свою свободу.
По словам одного из авторов журнала психоаналитика Фаризы Муртазалиевой, во сне последовательность событий может быть пугающей, странной, но не видеть сны еще хуже. Журнал позволяет увидеть эту скрытую сторону нашего существа, какой бы непонятной или пугающей она ни была. То, что мы не знаем и не понимаем, вызывает тревогу, стыд, отрицание, избегание.
Фариза Муртазалиева говорит, что люди одержимы фантазиями и тревогами по поводу собственного облика. Прожив долгое время в традициях, не стремиться выйти из них противоестественно. Точно так же, как человек хочет снова стать молодым, он хочет ломать традиции.
О проблеме непонимания говорит и дагестанский философ Сабир Гейбатов. В республике большинство читающей публики даже никогда не слышали тех авторов, которых публикует журнал. Этот журнал разговаривает на другом языке, к которому массовый читатель должен быть подготовлен. По словам Сабира Гейбатова, проект интересен в том числе и для Дагестана, в котором уже есть некоторый опыт проведения интеллектуально-философских клубов и встреч.
Если с текстами литературы абсурда вроде Кафки и Хармса российский читатель худо-бедно знаком, то большинство авторов второй половины XX века ждут своего прочтения. Издательство, выросшее из журнала «Опустошитель», выпускает книги, одни названия которых могут заставить содрогнуться и ввести в ступор воспитанного на классике читателя: «100 уважительных причин незамедлительно покончить собой», «Бесчеловечный театр», «Сырое слово». В каждом номере журнал касается самых неудобных тем в жизни человека – боли, инфантилизма, смерти, социопатии, сумасшествия. И это не попытка соригинальничать или привлечь внимание дешевой провокацией – тексты авторов журнала заглядывают вглубь человеческой психики, пробуют новые формы для постижения природы человека. И если кто-то думает, что развитие искусства остановилось в XX веке с приходом постмодерна, то это издание с теми, кто, впитав сегодняшний день во всей его противоречивости, ищет новые тропы в литературе.
«Традиционная или нетрадиционная литература, провокационная или официальная — это только ярлыки, которые успокаивают нас. Литература же, как бы ее ни определяли, заставляет человека сопереживать, – говорит Фариза Муртазалиева. – Я рада, что в Дагестане есть люди, с легкостью рассуждающие о современной философии. Если мы не понимаем текст, это наша проблема, а не того, кто написал его».
И если для вас имена таких авторов, как Уильям Берроуз, Ларс фон Триер, Станислав Гроф, Отто Вайнингер, Филипп О’Коннор, Жан Бодрийяр до сих пор не знакомы, самое время открыть для себя новое.