Поэзия добра и гуманизма
Из истории аварской литературы известно, что временем зарождения ее основ является ХVII – вторая половина XVIII веков. В отличие от предыдущих эпох, где она была представлена отдельными авторами и небольшим количеством произведений, в этот период аварская литература активно формируется в систему со своими контурами и характерными признаками.
Ярким образцом литературы рассматриваемого периода является творчество Хасана из Кудали (1715-1795), выдающегося ученого, мударриса, знатока арабской словесности, крупного теолога, мастера художественного слова. Еще при жизни его творчество было широко популярно в Дагестане. В начале ХХ столетия поэтические сочинения средневекового аварского поэта были переложены на языки отдельных народов Дагестана. Так, сборник «Хуласат ал-маваиз» («Избранные произведения»), в котором были и религиозные стихи Хасана из Кудали, был переведен на лакский язык Юсупом из Кумы и издан в 1910 году в типографии М.-М. Мавраева. Там же в 1913 году был издан сборник стихов суфийского толка, куда в переводе Мухаммада, сына Абдулазиза из Хаджалмахи, на цудахарский диалект даргинского языка вместе с произведениями Абубакара из Аймаки вошли и стихи Хасана из Кудали.
Научные труды, литературная деятельность и личные качества Хасана из Кудали принесли ему огромный авторитет и уважение среди своего народа, который вот уже на протяжении более двух столетий бережно хранит память о нем. Отмечая эту сторону его жизни, академик Г. Гамзатов пишет: «Убежденным проповедником культа разума и равенства остался в памяти народа Мухаммад из Кудали и радетелем знания и добра».
На сегодняшний день известны одиннадцать поэтических сочинений Кудалинского, где реализованы его взгляды и идеи на социально-правовую сторону жизни горского общества, роль и значение религии в нем, исламские морально-этические нормы, которыми должен руководствоваться мусульманин на протяжении всей своей жизни.
В своих произведениях поэт стремился выразить кодекс морали горца, выработанного в условиях средневекового общества. Его стихи были призваны поэтическими средствами раскрыть действительность, выразить к ней отношение автора, передать его чувства и мысли. Обладавший природным умом и большим жизненным опытом, Хасан из Кудали хорошо знал общество, разбирался в психологии и характере рядовых горцев. И потому все силы и знания он стремился направить на их совершенствование. В этом благородном деле ученый опирался главным образом на опыт и практику предыдущих поколений своего народа, на религию, за чистоту которого он всю жизнь ратовал и только через это видел путь к идеальному обществу и совершенной личности.
Опыт и традиции поэтики Хасана из Кудали, одного из основоположников нравственно-дидактической поэзии аварцев, не канули в вечность, не остались невостребованными. Подтверждая закономерность цикличности художественного развития, повторяемости сходных общественных процессов через определенный временной период, поэтико-дидактические традиции Хасана из Кудали дальнейшее развитие получили в творчестве многих поколений аварских поэтов, представителей духовной и светской литературы.