Купить PDF-версию
15:29 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
11:30 27.11.2015

Стихи, радующие сердца

Сарат Гаджиевна Алиева известна среди даргинцев-­урахинцев и как любимая поэтесса, и как прекрасный педагог, проработавший в образовании сорок лет. Начало ее жизни связано с синими отрогами родных урахинских гор, с ласковой колыбельной песнью матери.

Окончив химико-биологический факультет ДГПИ, она работала в Сергокалинском педучилище учительницей, затем завучем. Была заместителем министра просвещения Дагестана, секретарем Каспийского горкома партии. Ее избирали депутатом Верховного Совета ДАССР. Но полностью раскрылся ее незаурядный поэтический талант, когда она обратилась к художественному творчеству.

 

Вступив на новую жизненную стезю, она пишет книгу «Непогасшая звезда» о своем гениальном предке Омарла Батырае, стихи о Родине, любви, человечности, войне, светлом будущем, донося до читателя свои мысли,  переживания, наблюдения. Читая их, чувствуешь, что рядом с тобой великолепный, обаятельный и теплый человек, но обиженный горькой судьбиной. В них вырисовывается образ поэтессы с пристальным взглядом на жизнь, в которой было так много боли и ударов судьбы. 

 

Поэтесса описала свои страдания, жажду горячо любить и быть любимой:

Я страдаю, не видя тебя,

И весь мир опустел без любви,

И природа скорбит без тебя,

И роса на траве вся в крови.

В своем творчестве она выговорила, выплакала страдания, оставив читателю надежду и веру в то, что придет любимый, которому можно раскрыть душу:



Если душу тебе я раскрою,

Сложишь песню любовную мне?

Посадив меня рядом с собою,

Успокоишь ли душу во мне?

После чтения этих стихов долго остаешься под их впечатлением, под властью ее поэтического голоса: 

Зачем цветы земные собирать,

В которых может быть колючек рать!

Как голубку белую полюби меня –

Воркованьем, милый, усыплю тебя.

В своем творчестве Сарат Алиева тянулась к большому искусству, к классической красоте. А к ним можно прийти только тогда, когда уже имеешь собственный багаж впечатлений и знаний. С годами она стала лучше разбираться в своих чувствах, что позволило приступить к работе над трагедией «Гульжанат – дочь Омарла Батырая». Поэтесса сумела в классической трагедии отразить потрясающее событие – несчастную любовь и гибель героев.

Уже в начале произведения поэтесса говорит о торжестве свободного человеческого чувства. Люди веселятся на свадьбе: Батырай выдает замуж старшую дочь Патиму.

До Октябрьской революции в Урахинской общине существовало деление сельчан на лагов и узденей. Потомки лагов подвергались ограничениям. Считалось величайшим позором выдать дочь узденя за потомка лага или жениться на девушке из лагского рода. К таким, видимо, относился и Омарла Батырай.

Сын узденя Мусы-Гаджи Хасбулат и дочь Омарла Батырая Гульжанат полюбили друг друга, этому препятствуют Муса-Гаджи и все его приспешники. Он возмущен поведением сына, который пришел на свадьбу сестры Гульжанат:

Весомым хочешь сделать Батырая?

Ты что ж, забыл, мой сын, добром играя,

Наверное, забыл, чье имя носишь?

Все делалось, чтобы разлучить Хасбулата и Гульжанат: отправляют его на работу в Леваши, недруг Батырая Рашид и его жена распространяют о молодых сплетни, посылают Хасбулата на военное обучение в Петербург, откуда он возвращается с неизлечимой болезнью. Хасбулат убивает себя. Гульжанат, выйдя замуж за Хабиба, гибнет от его побоев за то, что пришла на похороны Хасбулата и рыдала над любимым.

В трагедии образ каждого героя индивидуален. Гульжанат «красивой стала средь сестер семьи своей, на белом лбу дугою брови черные, завиток их как дерево с листвой. Глаза под ними как драгоценный камень и светят по ночам как неба свод, а губы алые – граната зерна, роскошный волос, словно перья птицы».

Сердце Хасбулата наполнено настоящей горячей любовью к Гульжанат, из-за которой он навсегда потерял покой. В душе его рождаются тысячи способов признания девушке в любви.

Классик дагестанской литературы О. Батырай изображен горячо любящим свою семью, смелым, порядочным, открытым умным человеком, критиком всего недостойного в той неправой жизни. Встречая гостей, он говорит: «Зайдите, сердце вам мое открыто». 

Написать трагедию – произведение, где автор живет переживаниями народа  – это  всепоглощающий труд, творческое самосожжение. Сарат Алиева хорошо знала свой народ и его жизнь, это лучшая школа для таланта. 

Тема любви в произведениях С. Алиевой наполнена страстными порывами глубокого чувства. Любовь к женщине – вечная тема, но звучит она в монументальном произведении поэтессы словно в первый раз.

Сегодня нет с нами Сарат Гаджиевны Алиевой — она ушла из жизни 25 ноября 2001 года. Ушла, не раскрывшись до конца, не поставив последней точки на большом поэтическом пути. Похоронена она на кладбище родного Урахи. На надгробном памятнике написаны ее слова:

Куда б ни уходил вдаль урахинец,

Поддержанный судьбой,

В село свое вернется,

В могильный  дом родной.

У Сарат Гаджиевны остались книги, рукописи. Стихи ее и сейчас радуют сердца людей.



Когда меня не станет, останется ли жить

С людьми та радость, что меня питала?

А если мне удастся их память заслужить,

То я жива, хотя меня не стало.



Статьи из «Год литературы»