Следует отметить, что прямые выборы в Дагестане пройдут только по избранию депутатов представительных органов поселений. В районах же собрание депутатов будет состоять из глав сельских поселений и представителей cобраний сельских депутатов. Собрания депутатов в городах, как известно, будут формироваться путём голосования населения за партийные списки кандидатов.
Глава МО, напомним, будет избираться Собранием депутатов МО из числа тех, кто прошёл конкурсную комиссию, на 50% состоящую из представителей Главы Дагестана и на 50% – из представителей Собрания соответствующего МО.
В целом наверняка произойдет анонсируемая в прессе тихая революция в системе муниципальной власти. И в этом тоже, несомненно, видятся реальные шаги по претворению в жизнь одного из приоритетных проектов «Эффективное государственное управление». Но изменится ли в итоге кардинально ситуация с обретением властью нового качества по защите интересов конкретных граждан и за счет чего это может произойти?
В ходе избирательной кампании в муниципалитетах, как обозначается в этом проекте, очень важна работа общественных советов сел, районов и городов, которые, как правило, формируются из числа независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. В связи с этим актуальны слова Главы республики Рамазана Абдулатипова о том, что приоритетные проекты развития РД, особенно те, в которых речь идет об оптимизации госуправления, не могут реализовываться в министерствах — они реализуются в муниципалитетах и привязаны к территориям.
Поэтому, кстати, имеется установка Главы республики, что система оптимизации госуправления должна складываться снизу на фундаменте общественного мнения и оттуда обрастать стенами, инициативами людей на местах. Особенно, разумеется, это касается периодов избирательных кампаний по формированию власти.
Как сообщает руководитель пресс-центра Министерства связи и телекоммуникаций Тельман Раджабов, общественные советы функционируют во всех муниципальных образованиях. И ныне в большинстве из них активно идут подготовительные работы к проведению сентябрьских выборов. С целью увидеть, как это происходит, вместе с Т. Раджабовым, зам. министра связи и телекоммуникаций Тамерланом Бугановым и зам. начальника отдела управления Администрации Главы и Правительства РД по внутренней политике Амиром Магомедовым мы отправились в администрацию Кумторкалинского района.
Имеется установка Главы республики, что система оптимизации госуправления должна складываться снизу на фундаменте общественного мнения и оттуда обрастать стенами, инициативами людей на местах.
И.о. главы района Ибрагим Зубаилов, узнав о цели нашего визита, оперативно по телефону пригласил в свой кабинет лидера-общественника Раджаба Раджабова, который заявил, что он возглавляет и общественную палату, и совет общественных объединений района, является лидером партии «Патриоты России» и членом избирательной комиссии. Судя по тому, что он еще рассказал о работе общественных активистов, определенные проблемы они поднимают, ставят их перед районной властью, но целенаправленной и систематической работы нет. Об этом говорит хотя бы тот факт, что последний раз общественный актив заседал еще в начале года, на повестке был один вопрос — о качестве и нехватке питьевой воды.
Что касается предстоящих выборов, то ни и.о. главы района, ни лидер общественности района не были в курсе реальной картины выдвижения кандидатов в депутаты сельских поселений. Это отчасти, видимо, можно объяснить тем, что непосредственного влияния на районное руководство в ближайшее время их состав иметь не будет, так как срок их полномочий в этом году не заканчивается. А Раджаб Раджабов, выходит, как районный лидер партии «Патриоты России» в курсе лишь того, что «пять человек выдвинуты от их партии».
По телефону и.о. главы района удалось выяснить, что в 7 сельских поселениях в депутаты выдвинуты 255 кандидатов. По партиям такой расклад: «Единая Россия» — 74, «Справедливая Россия» — 9, «Патриоты России» — 5, Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС) -1. Остальные 166 кандидатов – самовыдвиженцы.
Из разговора с и.о. главы района Ибрагимом Зубаиловым и Раджабом Раджабовым, который является неким собирательным олицетворением околоадминистративной общественности, стало очевидно, что нет видимого взаимодействия между властью и гражданами даже в предвыборное время, когда оно обоюдонеобходимо и когда к этому призывают вышестоящие чиновники и общественные деятели.
В частности, и в этом диалоге с республиканскими чиновниками-гостями сообщили, что состоялась видеоконференция, в ходе которой специалисты Минсвязи и телекоммуникаций инструктировали местных чиновников и общественников о том, что именно им необходимо предпринять во время избирательной кампании, на чем сделать акцент в период выдвижения кандидатов в депутаты, а также во время их предвыборной агитационной работы.
На встрече и зам. министра связи и телекоммуникаций Тамерлан Буганов и Амир Магомедов, представлявший Управление внутренней политики Администрации Главы и Правительства РД, пытались прояснить разницу между общественной палатой и советом, первая из которых имеет, мягко говоря, наблюдательные функции с элементами контроля, а совет тяготеет к экспертному сообществу с рекомендательными предложениями по отношению к власти. И говорили они об этом, чтобы подчеркнуть неэффективность нагрузки одного человека такими сложными задачами и даже некоторую несовместимость их в одном человеке.
Тамерлан Буганов остановился на том, что у этих двух общественных объединений имеются специальные положения, согласно которым они должны работать, в том числе формировать руководящие органы. Если в районе решили совместить деятельность этих органов, то, видимо, принято новое положение, в ином случае очевидно, что эта работа пущена на самотек. Наличие, по всей видимости, лишь на бумаге общественной палаты и совета общественных объединений – это показная видимость работы, имитация того, что в районе создаются условия для функционирования подобных общественных институтов.
Другой республиканский чиновник Амир Магомедов с учетом того, что после января этого года не было ни одного заседания районного общественного актива, отметил, что это тоже говорит об их реальном неучастии в набирающей обороты избирательной кампании. Он призвал активизироваться хотя бы во время агитационной работы, усилить влияние на то, чтобы довести до людей их права и обязанности именно в этот период кампании. Чиновник отметил важность попытаться и в личных беседах с жителями района, и на предвыборных собраниях – встречах кандидатов с избирателями выражать свою гражданскую позицию обо всем, что происходит, в том числе высказывать свое мнение о том или ином кандидате в депутаты.
Примечательно, что Раджаб Раджабов, который, несмотря на то, что рядом были районное начальство и республиканские чиновники, жестко выражал свое мнение о состоявшихся и предстоящих выборах. Он прежде всего сослался на то, что люди открыто говорят, что проголосуют за того, кто даст хотя бы тысячу рублей.
В то же время активист, признавая, что на выборах эффективно работают только административный ресурс власти и деньги, все–таки допускает, что на нынешних выборах на депутатские места и на места глав сел могут прийти новые люди. Во всяком случае по тому, как уверенно говорит о ситуации с самовыдвиженцами, Раджаб Раджабов хорошо осведомлен о фаворитах на выборах в каждом селе. По его сведениям, кандидатами выдвинулось много новых людей, среди которых есть и с деньгами, и с другим багажом, в том числе административным. А по тому, как уверенно активист говорит, что не пропустят одиозных кандидатов, в которых разочаровались, виден уровень влияния его коллег-общественников. Поэтому, хотя с бумажной работой у них провал, на деле, видимо, вес они имеют немалый.
А настороженную к нынешным выборам позицию активиста можно отчасти объяснить и тем, что после прежних выборов было много нареканий в адрес власти по поводу активного пропартийного использования административного ресурса и в ходе самой избирательной кампании, и особенно при подсчете голосов. И теперь с учетом того, что всеобщие выборы даже в муниципалитетах поселений состоятся только на депутатском уровне, а главы сел будут определяться путем делегирования депутатских полномочий, то опасения возможного стороннего влияния усиливаются многократно.
По поводу этого гость мероприятия-встречи Тамерлан Буганов разъяснил, что подобное комиссионное определение кандидатов в главы муниципальных образований – это апробированный метод выявления эффективного сити-менеджера, которым по сути и является глава села, района или города. И коллега его Амир Магомедов добавил, что выбор кандидатов, которых отберет комиссия, все равно остается за депутатами.
Более того, в том, что представительный орган района будет формироваться путем делегирования в него депутатов поселений и глав МО поселений, республиканские чиновники не видят формальную минимизацию выборной суеты. Наоборот, они считают логичным, чтобы представители депутатов сельских поселений и главы сел голосовали за кандидата в главы района. И это, как акцентировал Амир Магомедов со ссылкой на конкретную норму 131 закона, делается, чтобы эти же депутаты могли в предусмотренных законом случаях и порядке организовать отзыв главы района. Особенно с этой целью делегированный состав депутатов, на его взгляд, вполне отвечает требованиям представительства простых граждан.
Согласно приоритетному проекту «Эффективное госуправление» в республике в период проходящей избирательной кампании проведены публичные слушания, на которых обсуждались изменения в уставах поселений и района, в соответствии с которыми будут сформированы их органы управления.
Злопыхательством видится поэтому им та логика, по которой якобы ныне представители вертикали власти встраивают в формирование муниципальной власти некое сито, состоящее из переплетения норм закона и административных ресурсов влияния. И делается это, по мнению этих недоброжелателей, с целью получить в итоге лояльных глав муниципальных образований. Тамерлан Буганов, делая акцент на независимости муниципальной власти, не видит ничего общественно вредного в том, что Глава республики с помощью действующих норм закона строит избирательную кампанию таким образом, чтобы главами муниципальных образований становились заслуженные, подготовленные и, главное, неслучайные люди.
По предварительной информации от руководителя пресс-службы Тельмана Раджабова, стало известно, что согласно тому же приоритетному проекту «Эффективное госуправление», в реализации которого задействовано и их министерство, в республике в период проходящей избирательной кампании проведены публичные слушания, на которых обсуждались изменения в уставах поселений и района, в соответствии с которыми будут сформированы их органы управления. Прошли также повсеместно семинары-совещания, на которых с участием глав поселений и оргсостава избирательных комиссий обсуждались планы работы в рамках подготовки к выборам.
Не берусь судить о том, насколько организованно и эффективно прошли эти мероприятия и как в этом участвовали руководство и общественные активисты других районов, но, судя по реакции и информированности представителей местной элиты Кумторкалинского района, до них волны этих мероприятий реально не дошли.
В связи с этим надо отметить, что зам. министра Тамерлан Буганов, обращаясь на состоявшейся встрече к и.о. главы Кумторкалинского района Ибрагиму Зубаилову, сказал, что не нужно пассивно наблюдать за избирательной кампанией, желательно принять участие в определении мест проведения агитационно-разъяснительной работы по месту жительства избирателей, во всяком случае необходимо координировать эту работу. А также, на его взгляд, важна в период избирательной кампании связь со штабом по подготовке к выборам, чтобы оказать необходимую техническую и иную поддержку.
Тамерлан Буганов особо отметил, что Глава республики нацеливает на организацию публичных слушаний, регулярных, раз в полгода, отчетов глав поселений перед населением. И потому в развитие подобной активности чиновник призвал к тому, чтобы районное руководство и общественные активисты внимательней отнеслись к поручению Главы республики по организации площадок в период выборов, чтобы люди могли услышать и оценить то, как кандидаты на должность видят решение проблем территорий. Эти площадки, по его мнению, послужат наиболее эффективному повышению политической активности граждан.
Представлявший на встрече Администрацию Главы и Правительства РД Амир Магомедов отметил важность того, чтобы широко освещать в муниципальных средствах массовой информации все мероприятия, связанные с подготовкой к выборам, в том числе и организация общественных площадок, где будут обсуждаться планы работы в ходе избирательной кампании.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




									
1