В национальных целях немаловажная роль отводится вопросам кадрового обеспечения сельского хозяйства. И это правильно, так как специалист является ключевым звеном в любом деле, выступает главным мостом между идеей и ее воплощением в реальные блага.
Вопрос дефицита кадров призван решить вступивший с начала этого года в действие федеральный проект «Кадры в АПК». Запланировано к 2030 году на 95 % укомплектовать предприятия агропромышленного комплекса грамотными сотрудниками, а также сделать отрасль привлекательной для молодых специалистов с высоким уровнем подготовки. Решение задач проекта планируется осуществлять с привлечением учёных и научно-педагогических кадров из аграрных образовательных и научных учреждений. Реализация проекта предусматривает ряд мер господдержки.
К сожалению, получить у кураторов отрасли развернутую информацию о дагестанской составляющей федерального проекта «Кадры в АПК» не удалось. Тем не менее из открытых источников можно почерпнуть определенные сведения. В июне сего года постановлением Правительства Республики Дагестан утверждены правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий по содействию повышению кадровой обеспеченности предприятий местных АПК. Предусмотрены деньги на выплату стимулирующих премий, предоставление жилья и модернизацию агротехнологических классов в общеобразовательных школах.
Согласно информации, озвученной на одном из совещаний в Правительстве РД, прошедшем в мае этого года, в рамках проекта определено более 60 миллионов рублей на развитие кадрового потенциала в АПК Дагестана. В ходе исполнения мероприятий дорожной карты утвержден перечень общеобразовательных учреждений, на базе которых планируется создание агротехнологических классов. Кроме того, определены показатели деятельности таких классов. Заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве между вузом, школой и сельскохозяйственной организацией в целях обеспечения создания агроклассов в школах.
Что касается некоторых деталей федерального проекта «Кадры в АПК», то в частности учителя и преподаватели аграрных вузов, участвующие в создании ключевых проектов для АПК, смогут получить дополнительные выплаты. Под ключевым понимается проект, реализуемый в рамках заключенного контракта с вузом или НИИ, который предполагает проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ для нужд бизнеса и в целях опережающей технологической модернизации и инновационного развития.
Стоит отметить, что в вузе должна быть сформирована комиссия по отбору проектов, которая с учетом занимаемой должности, научных достижений, оценки участия специалиста в научной и научно-исследовательской деятельности, а также его занятости в реализации проекта определяет размер выплаты конкретному специалисту.
Серьезное внимание предполагается уделить работе с учащимися общеобразовательных школ по популяризации профессий аграрного направления. Эксперты подчеркивают: создание агроклассов на базе школ – крайне актуальное решение и интересное направление. Мы также считаем, что у этой инициативы хорошие перспективы, так как еще со школьной скамьи у детей будет возможность углубленно изучать предметы аграрной направленности. Это, безусловно, поможет ребятам, потенциальным аграрникам в будущем, познать особенности сельхозпроизводства и осознанно подходить к выбору будущей профессии.
Планируется, что таких специализированных классов к 2030 году в рамках федерального проекта «Кадры в АПК» по стране будет создано 18 тысяч. К слову, сообщения о создании агроклассов в некоторых дагестанских школах периодически выходили еще в прошлые годы. В рамках федерального проекта это дело рассчитывают вести более масштабно.
Таким образом, государство сегодня дополнительно обозначило решения по вопросам кадрового обеспечения агропрома. Потому задача сельскохозяйственного Дагестана – правильно распорядиться существующей возможностью для повышения престижа аграрных специальностей. Ведь в АПК республики наметилась проблема старения и дефицита кадров. На разных отраслевых площадках приходилось слышать о потребности в сельхозспециалистах – недостает порядка 3-х тысяч человек, среди них животноводы, трактористы-машинисты, мастера по ремонту, механизаторы, доярки, овощеводы, агрономы, садоводы, зоотехники и ветеринары. Все это говорит о необходимости нацеливать молодежь на сельский труд.
Важно, что профильные колледжи республики не стали откладывать реализацию идеи в долгий ящик. К примеру, Аграрный колледж в Дагестанских Огнях при содействии Минсельхозпрода Дагестана давно взялся за реализацию проекта «Школа – колледж – работодатель». «В его рамках усиливается взаимодействие образовательного учреждения с крупными сельхозпредприятиями республики, на их базе создаются агроклассы», – говорит директор Маркизат Сулейманова.
Кстати, проект «Школа – колледж – работодатель» реализовали в Дагестане впервые. В его рамках предприятия-работодатели предоставляют дагогнинскому колледжу свою площадку и технику для практического обучения. Студенты работают, получают заработную плату от 50 до 75 тысяч рублей в месяц.