Аулы малые – проблемы большие


В Дагестане бурно растут города. Люди переселяются туда, где есть возможность заработать и более или менее сносные условия жизни. И тогда оголяются горы, который уже раз в своей истории приходят в запустение малые аулы. В почте редакции немало писем, рассказывающих об упадке горных поселений и о причинах, которые вызывают его.
ЛЮДИ ПОКИДАЮТ ГОРЫ
«Чтобы увидеть будущее, нужно заглянуть в прошлое», — гласит древняя цунтинская поговорка. А прошлое у маленького горного народа сплошь и рядом история переселений. В 19-м веке цунтинцы переселялись и оседали в Турции, Сирии, Иордании, утверждают, что даже в Америке живут наши земляки. В 30-е годы ХХ века в период коллективизации отселили людей и разорили населенные пункты, тем самым пашня и сенокосы были выведены из оборота. В годы Великой Отечественной войны жителей всех 47 цунтинских сел отселили в Чечню, в 1997 году, когда вернулись истинные хозяева, половина цунтинцев обосновалась в городах и селах Прикаспийской низменности, другая половина вернулась в родные горы.
В начале ХХI века началась новая волна переселения. Потеряв хозяйственные связи с соседними грузинскими районами и, соответственно, доходы, люди вновь покидают отчий край. Да и социально-бытовые условия в горных аулах до сих пор не просто плохие, а ужасные. В населенных пунктах, где еще недавно жило по 30-40 семей, оставшихся можно сосчитать на пальцах рук. Потому что до аула Галатль, например, до сих пор не проложена автомобильная дорога, в Азильте — родник под замком: до недавнего времени соблюдалась норма отпуска питьевой воды — ежесуточно по ведру на семью. В Оцитле нет ни автодороги, ни электролинии, ни школы. Неудивительно, что в этом ауле осталось всего две семьи.
Да и существующие автомобильные дороги в проезжем состоянии бывают только в летние месяцы, а после дождя или снегопада — на отрогах Главного Кавказского хребта это частое явление — автомобили по ним не поднимаются. Начальные школы, медпункты, библиотеки чаще всего размещены в арендуемых у жителей помещениях. Как можно считать цивилизованной жизнь при отсутствии электричества, дорог, телевидения, телефонной связи, спрашивали жители аула Шагитль в одной из жалоб в органы власти. Трудно назвать школой помещение, в котором в квартале Гудатль райцентра Кидеро обучают детей. Сгоревшая в марте 2006 года школа до сих пор не восстановлена.
Были и периоды надежд. Первый в 1986 году, когда в местность «Ченух», около аула Мокок, на вертолете прибыла правительственная делегация во главе с первым секретарем Дагестанского обкома КПСС Магомедом Юсуповым. Правительством республики тогда были приняты решения, в частности, и о строительстве автодороги Шаури-Эчеда. Финансируемую государством стройку цунтинцы воспринимали как народную, более тысячи человек работало на ней на общественных началах. Но стройка эта «застыла» на стадии тропы даже в условиях, когда автодорога вдоль реки Андийское Койсу стала важна и для пограничников, у которых здесь пять застав. В 1987 году райцентр перенесли из Бежты в Кидеро — ближе к большинству жителей.
Еще одним светлым пятном надежды стало постановление Правительства РД № 142 от 20 мая 2004 года «О социально-экономическом развитии Цунтинского района и Бежтинского участка». Предусматривалось построить спорткомплекс в Бежте, Дворец культуры на 400 мест в Кидеро и еще одиннадцать объектов. С той поры проходит четвертый год, а построена только подстанция ГЭС в Кидеро…
Иса АБДУЛЛАЕВ,
аул Мокок
ПОЧЕМУ В АУЛЕ НЕТ ПОРЯДКА?
В Хунзахском районе насчитывается более двадцати населенных пунктов с числом дворов менее ста и жителей менее трехсот. Один из них наш аул Геничутль, который входит в состав Хунзахского сельского Совета в числе 8 других. Одной сельской администрации, во-первых, физически трудно руководить столь большим числом населенных пунктов. Один из бывших глав этой сельской администрации, например, за четыре года ни разу не побывал в Геничутле, не поинтересовался его проблемами.
А нерешенных вопросов, в особенности связанных с землей, у нас очень много. Например, часть пашни, на которой хорошо росли зерновые, бобовые культуры, картофель, превращена в сенокос, сенокосы, в свою очередь, — в пастбища, последние — в залежь. Во-вторых, поскольку земель у нас мало, в Геничутле с давних пор практиковалось установление норм содержания скота в личных подворьях сельчан. В период социализма она составляла три головы крупного рогатого скота и 15 овец и коз на каждую семью. А сейчас некоторые люди начали жить не по законам, а по понятиям — содержат на общественной земле до 250 овец и коз, по 10-12 голов крупного рогатого скота. Тем самым они наносят ущерб окружающей среде и нарушают законные интересы других односельчан. Отдельные лица распоряжаются двумя-тремя приусадебными участками, то есть площадью земли сверх установленных норм.
В аулах, где нет сельских администраций, обязанности исполнительной власти возлагают, как правило, на депутатов сельских собраний. Им становятся не самые способные, а те, что имеют большой тухум. В этой связи желательно было бы иметь в каждом ауле орган исполнительной власти в лице назначенного сельской администрацией представителя. Что касается нашего аула Гиничутль, то его жители, начиная с 1992 года, изъявляют желание выйти из Хунзахской сельской администрации и создать отдельную гиничутлинскую. Но вопрос остается открытым.
Зайнудин АБДУЛМАНАПОВ,
ветеран труда, сел. Гиничутль
КОММЕНТАРИЙ ЖУРНАЛИСТА
Проходящий в наше время отток населения с гор нельзя ставить в один ряд с насильственными отселениями, депортацией, что имело место в прошлые века. Цунтинцы и другие горцы в наше время переселяются по собственному желанию не только в приморские города и районы Дагестана, но и в другие регионы нашей страны, где можно больше заработать, удобнее жить. Эту возможность им представляет демократия, которая, что ни говори, все крепнет.
Куда более трагичной кажется оборотная сторона этой медали. Оголение гор приведет к выводу горных сельхозугодий из оборота, а цунтинская баранина, говядина, мед, брынза пользуются большим спросом, значит, нужны дагестанцам. В недалеком будущем, когда горы будут обустроены должным образом, как сказал один умный аксакал, переселяться люди будут с равнин в горы.
Кто же создаст условия жизни, наведет порядок в горных аулах в той мере, чтобы людям хотелось там жить и работать. Это сделают сами горцы и избираемые ими на демократической основе органы местного самоуправления на доходы, заработанные местными бюджетами.
Да и государство по мере сил и возможностей будет помогать решению социально-бытовых проблем гор и в материальном, и в моральном плане. Но ни хозяйственного развития села, района, ни решения социальных проблем не будет, ни денег в бюджетах муниципальных органов не прибавится, если во главе органов местного самоуправления не будет опытных руководителей — менеджеров, способных наладить дела. Обустраивать родники, наводить порядок в землепользовании аула, добиваться налаживания телефонной связи, энергоснабжения никто сторонний не будет. Это обязанности избираемого джамаатом человека. Если избиратели конкретного муниципального образования и джамаат изберут во власть (главой местной администрации, депутатом) какого-нибудь «дуба», то им остается одно — жаловаться на себя.
Джамалудин ДЖАМБУЛАЕВ
Статьи из «Экономика»
Цифровая трансформация

Ключевые задачи выполнены

Инфляция, решение ЦБ и праздничный стол

Пазлы горной экономики

Новые возможности энергетиков

Скажем им спасибо
