Банк поднимается в горы
Банк России в Дагестане начал реализацию регионального проекта по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях. О том, какую форму принял процесс, как он будет проходить, «ДП» рассказала Светлана Бацына, заместитель управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Дагестан Южного ГУ Банка России.
– Светлана Юрьевна, в марте Центральный банк РФ представил регионам Юга России проект по повышению финансовой доступности. На каких территориях этот проект планируют реализовать и каковы его основные задачи?
– В Краснодаре в Южном главном управлении Банка России прошла презентация регионального проекта по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов на 2019-2020 годы. Пилотный проект уже запущен в Дальневосточном федеральном округе, с этого года его начали внедрять и на юге страны. Задачи заключаются в том, чтобы с учетом специфики каждого конкретного региона, а для нас это Дагестан, выработать план мероприятий, направленный на доведение уровня финансовой доступности до среднероссийского.
– На что делается основной акцент в региональном проекте повышения финдоступности?
– Эти вопросы для нас неразрывно связаны с вопросами финансовой грамотности и защиты прав потребителя, находятся в приоритете Банка России. Основной акцент делается на повышение скорости и качества доступа к финансовым услугам, уровня их доступности, особенно на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях. Ставится задача расширить зоны доступа в Интернет в селах, аулах, в туристических зонах, в том числе горных районах Дагестана. Кроме того, речь идет о создании дополнительных возможностей финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, их готовности принимать безналичные платежи от своих покупателей и потребителей.
Без решения этих задач, которые ориентированы на человека, на потребителя, на малый бизнес, по большому счету финансовая система не достигает своих целей. То есть она не полностью удовлетворяет те потребности населения и бизнеса, которые формулируются.
– Дистанционный доступ к финансовым услугам становится все востребованее. Как оценивается пользование им в республике?
– В разных регионах ситуация разная, тем не менее активно развивается инструментарий дистанционного доступа к финансовым услугам. Число россиян, пользующихся онлайн-банкингами, мобильными банками, растет быстрыми темпами – до 10-15% в год. Там, где есть хороший Интернет и люди ментально готовы использовать дистанционные каналы, инновации внедряются очень быстро. Необходимость приходить в офис банка, чтобы заплатить за коммунальные услуги или совершить какие-то другие платежи, отпадает.
Но когда мы говорим про сельские населенные пункты, то нужно учитывать два важных специфических момента. Первое – это средний возраст жителей села, он, как правило, выше среднероссийского, на селе живут в основном пенсионеры, люди пожилого возраста или близкого к нему, для которых даже с точки зрения ментальной доступности все эти нововведения далеки. Им привычен традиционный формат – взаимодействие с человеком. Поэтому, по нашему мнению, как минимум одна точка финансового обслуживания должна быть в населенном пункте. Эта задача как раз и сформулирована в Стратегии финдоступности Банка России. «Дорожная карта» позволит реализовать достижение целей на территории Дагестана ускоренными темпами. Проект достаточно комплексный и динамичный.
– Важный проект для нашего региона с его высокогорными селами. С чего начнется его реализация в нашей республике? Какую работу уже провели?
– Отсутствие устойчивых каналов связи в сельской местности ограничивает возможности дистанционного обслуживания клиентов, в особенности в отдаленных и малонаселенных районах Дагестана, на слабую финансовую доступность влияет и низкая финансовая грамотность населения. Учитывая отставание Дагестана по различным показателям, высокую плотность населения, считаю участие республики в региональном проекте Банка России по повышению финансовой доступности необходимым для региона.
Отделение Национального банка провело большую подготовительную работу, в том числе и с Правительством Республики Дагестан, результатом которой стала «дорожная карта» по повышению доступности финансовых услуг на территории Дагестана.
Документ предполагает улучшение уровня доступности, скорости и качества финансовых услуг в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах, повышение финансовой доступности для социально незащищенных групп населения.
В частности, планируется создание на базе администраций муниципалитетов общедоступных точек финансового консультирования, оборудование их и отделений «Почты России» точками бесплатного wi-fi, в первую очередь в населенных пунктах, где отсутствуют дополнительные офисы банков, расширение зоны покрытия Интернета в отдаленных районах Дагестана. Также предусмотрено проведение на территории республики мероприятий по повышению привлекательности безналичных платежей, а это безналичный мир в сфере бизнеса, безналичный транспорт, безналичное ЖКХ и здравоохранение. Запланированы мероприятия по внедрению инновационных технологий удаленного обслуживания. Отдельный пункт «дорожной карты» – проекты по повышению финансовой грамотности жителей и представителей малого и среднего предпринимательства. Включены и социологические исследования об удовлетворенности финансовыми услугами.
У всех жителей Дагестана должен быть качественный и равный доступ к финансовым услугам, независимо от их места проживания. Уверена, что активное взаимодействие органов власти, субъектов финансового рынка, операторов связи с Банком России позволит нам значительно улучшить текущую ситуацию в регионе.
– Банк подготовил исследования о подключении к Интернету наших муниципалитетов? Ведь без него инновации не будут доступны широкому кругу населения?
– Наши специалисты провели детальный анализ покрытия сетью Интернет территории республики в разрезе муниципальных образований, который показал, что наиболее качественной сетью стандарта 3G обеспечены города, районные центры и крупные муниципалитеты, а также районы вдоль основных автодорог республики. Населенные пункты с дефицитом доступа к сети Интернет в основном расположены в высокогорных и отдаленных районах южной и западной частей республики. В 300 населенных пунктах вообще отсутствует связь стандарта 3G и 4G. Треть населенных пунктов имеет низкую устойчивость передаваемой связи 3G (менее 50%). Кроме того, связь ухудшается за счет возникающих перебоев с подачей электричества, в связи с чем оборудование временно выходит из строя.
В соответствии с реализацией программы по устранению цифрового неравенства Ростелеком должен обеспечить покрытие населенных пунктов численностью свыше 250 человек высокоскоростным бесплатным доступом в Интернет. В Дагестане под эту программу подпадают 309 населенных пунктов. Следующим этапом будет рассмотрение территорий численностью свыше 100 человек.
– В регионе уже реализуется проект «Безналичный Дагестан». Что говорит статистика, сколько у нас устройств по приему банковских карт, насколько широко сеть развита в высокогорных районах?
– В Дагестане уделяют серьезное внимание вопросам развития банковской системы, доступа населения к безналичной форме расчетов. В этом плане опыт повышения финансовой доступности в регионе оказался одним из успешных. Проект «Безналичный Дагестан» – один из успешных примеров по переходу на безнал. Он был отмечен Банком России: его реализация способствовала росту безналичных платежей в республике.
Если в целом говорить о востребованности платежных инструментов в Дагестане, то банковские карты прочно входят в повседневное использование. Карты все чаще стали применять именно для оплаты небольших покупок.
В республике увеличивается количество устройств, позволяющих совершать операции с использованием платежных карт. На 1 января этого года их уже 5684. Показатель темпа прироста инфраструктуры в республике за год увеличился на 36,7%, что превышает аналогичный показатель, сложившийся в целом по Российской Федерации (16,7%), и по ЮФО и СКФО (22,2%).
Однако в Дагестане недостаточный уровень обеспеченности населения банкоматами и электронными терминалами. На 1 тысячу жителей у нас приходится всего лишь 1,9 устройства по приему платежных карт.
Объекты инфраструктуры по их обслуживанию сосредоточены в основном в крупных городах и районных центрах, в малых сельских населенных пунктов такая инфраструктура развита слабо, а в большинстве сельских населенных пунктов полностью отсутствует. Поэтому реализация регионального проекта по повышению финансовой доступности очень своевременна для Дагестана.
– Развитие безналичных расчетов, в целом популяризация финансовых услуг в Дагестане невозможны без повышения уровня финансовой грамотности населения. Какие шаги в этом направлении предпринимает Банк России?
– Учитывая, что в Дагестане половина населения проживает в сельской местности, сами понимаете, какое значение соответствующая программа имеет для республики в целом.
В рамках ее реализации сотрудники Отделения проводят работу с детьми в оздоровительных лагерях; с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; с организациями общего, среднего профессионального и высшего образования; проводят курсы повышения квалификации педагогических работников; организуют онлайн-обучение; работу с военнослужащими, взрослым населением и населением пенсионного возраста; привлекают к финансовому просвещению волонтеров. С Министерством образования и науки Республики Дагестан заключено соглашение по вопросам повышения финансовой грамотности.
На самом деле нельзя, более того, опасно повышать финансовую доступность, не вооружая людей знаниями. Ведь сталкиваясь с новыми финансовыми продуктами и услугами, но не зная, как ими воспользоваться, люди могут поступить во вред себе. Например, начать брать слишком много кредитов, не думая о последствиях. Финансовая грамотность – это наша стратегическая цель, которую мы вместе с Правительством Дагестана будем реализовывать в рамках национальной стратегии.