Бережливая статистика
Создание национального набора показателей устойчивого развития, в котором должны быть отражены национальные особенности нашей страны и учтены задачи, определенные в стратегических документах Правительства Российской Федерации, относится к числу приоритетных задач.
В рамках реализации Государственной программы РФ «Информационное общество» одной из задач, стоящих перед органами статистики, является внедрение электронного сбора статистической отчетности.
Показатель «Доля отчетности, предоставляемой в электронном виде крупными, средними предприятиями и некоммерческими организациями» является индикатором программы «Формирование официальной статистической информации» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №316.
Отчеты в электронном виде представляются респондентами онлайн (заверенные электронной подписью) и офлайн (отчеты заполняются на ХМL-шаблонах и направляются по телекоммуникационным каналам связи). Что касается представления респондентами отчетов в режиме онлайн в системе web-сбора Дагестанстата самостоятельно и через спецоператора связи, заверенные электронной подписью, то их доля составляет всего лишь 52,4% от общего числа представленных в электронном виде.
Как сообщили в Дагестанстате, низкой остается доля отчетов с электронной подписью в бюджетной сфере. Так, за I полугодие 2019 года организации и учреждения, подведомственные Министерству культуры РД, представили 38,2% отчетов с электронной подписью от общего числа. Организации, подведомственные Министерству здравоохранения РД, – 53,8%, Министерству труда и социального развития РД – 67,8%, Министерству образования РД – 70,9%.
Крайне низким остается уровень заинтересованности органов местного самоуправления в организации представления статистической отчетности в электронном виде предприятиями и организациями, зарегистрированными на их территории. При этом самая низкая дисциплина по представлению статотчетов учреждениями образования, культуры и здравоохранения с применением электронной подписи (менее 50%) в Ахвахском, Гергебильском, Гумбетовском, Кайтагском, Каякентском, Новолакском, Кулинском, Курахском, Лакском, Рутульском, Чародинском, Докузпаринском, Табасаранском, Унцукульском районах и в городе Хасавюрте.
Основной причиной недостоверных первичных статданных является неконтролируемое на предмет возможных ошибок ручное заполнение респондентом статистической отчетности на бумажном носителе. Субъекты официального статистического учета обнаруживают ошибки в первичных статистических данных только после введения их с бумажного носителя в компьютер. При предоставлении первичных статистических данных в электронной форме респондент получает сообщение об ошибках в процессе ввода данных, до отправки статотчетности.
В настоящее время респонденты имеют возможность предоставлять первичные статистические данные на бумажных носителях или в электронной форме. Но, напомним, уже с января будущего года – только в электронном виде. Сохранение одновременно электронного и традиционного каналов существенно снижает достоверность данных, увеличивает сроки сбора и обработки, а также приводит к существенным дополнительным тратам бюджетных средств.
Отсутствие информационного ресурса, содержащего перечень объектов статистического наблюдения, обладающего достаточным набором характеристик по каждой организации, не позволяет формировать совокупность объектов по единым правилам и обеспечивать скоординированный сбор статотчетности субъектами официального статистического учета. Эта проблема усугубляется отсутствием функций у субъектов официального учета по проведению претензионной работы с респондентами, не представившими отчетность или нарушившими сроки ее представления, а также низким уровнем автоматизации претензионной работы.
В самом Росстате подчеркивают, что необходимо сформировать культуру непрерывного совершенствования административных процессов путем устранения потерь на всех этапах на основе технологий бережливого производства. Для устранения потерь необходимо сформировать систему обратной связи и сбора предложений от всех участников процесса по улучшению и устранению выявленных потерь.
Ключевым инструментом цифровизации статистического производства станет цифровая аналитическая платформа предоставления данных, которая будет разработана на базе Росстата в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Финансирование данного направления на 2019–2021 гг. предусмотрено государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Вместе с тем переход к потоковой модели представления первичных статистических данных и встраивание альтернативных источников информации, включая большие данные, в официальную статистику являются методологически и технологически наиболее сложными задачами. Итоговые сроки решения этих амбициозных задач выходят за границы 2024 года.