X
09:18 15.08.2023

БеспроСВЕТный август

Погода – злейший враг Дагестана. Такой вывод можно сделать, если верить рассуждениям энергетиков. Весной республику накрывают аномальные дожди, летом – аномальная жара, осенью – аномальные дожди с ветром, зимой... Правильно, аномальные морозы – минус 1-2 градуса. Вся эта природная свистопляска становится причиной аварий и отключений воды и электричества.

Передачу с участием министра энергетики Дагестана, в которой он должен был рассказать о причинах регулярных и долгосрочных отключений света, посмотреть не получилось: в 20:20, аккурат на заставке, рубильник Редукторного поселка снова вырубили. Знакомые говорят, что ничего нового руководитель министерства не сказал: аномальная жара и изношенность сетей вынуждают вводить веерные отключения. Касаясь темы обратной связи с населением, заверил, что она налажена, приведя в качестве примера встречу с возмущенными жителями улицы имени Гаджиева в Махачкале. Но через пару дней случился Караман. Уже порядка 150 человек перекрыли федеральную автотрассу «Махачкала – Астрахань».

«Граждан потребителей», как назвал нас министр, не волнует причины, им нужна стабильная подача электричества и водоснабжения. Тут он прав. А вот по поводу работающей обратной связи – нет. Телеграм-канал «Дагэнерго информирует», якобы созданный для двусторонних контактов, на качество этой самой связи никак не повлиял: люди просто выпускают пар, кляня на чем свет стоит каждого, кто причастен к отключениям, и вопрошая, когда всё это, литературно выражаясь, безобразие закончится. В ответ – тишина.

График веерных отключений, который по задумке должен был снять напряжение, не работает, кто бы ни пытался уверять в обратном. Чтобы убедиться в этом, нужно просто читать комментарии под ним. Только кому оно надо? Лучше заговаривать зубы, как это делает ТГ-канал с ироничным в нашем случае названием «Светим на Кавказе».

График веерных отключений, который по задумке должен был снять напряжение, не работает, кто бы ни пытался уверять в обратном. Чтобы убедиться в этом, нужно просто читать комментарии под ним. Только кому оно надо?

Короткий такой пост, опубликованный 10 августа, из трех абзацев:

«Порядка 40 специалистов филиала «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» в составе 12 бригад продолжают работы на энергообъектах столицы Дагестана в период аномальной жары и сверхнормативных нагрузок на энергообъекты.

В настоящее время энергетики «Дагэнерго» продолжают восстановительные работы на четырёх линиях электропередачи 6-10 кВ.

Напомним, в регионе несколько дней сохраняется аномальная жара. Из-за высоких температур энергообъекты работают в режиме экстремаль-ной нагрузки, что может привести к технологическим нарушениям». И так в каждом сообщении. Кстати, телеграмм-канал «Махачкала» тоже далеко не ушел – всё напоминает о сумасшедших температурах воздуха. Зачем?

Спрашивается, зачем напоминать людям, буквально выживающим в нечеловеческих условиях, об «аномальной жаре»?! «Граждане потребители», которым, собственно, нечего потреблять, вместе с армией туристов (тоже, кстати, причастных к нагрузкам на сети) на собственной шкуре ощущают все прелести жизни граждан стран третьего мира – без воды и электричества. А сарафанное радио, заметим, штука действующая: уже следующим летом вся эта ватага пропотевших в кромешной тьме и не имеющих возможности постираться гостей много раз подумает, прежде чем вернуться на отдых туда, где аномально глухо с ЖКХ. И с этим сарафанным радио убеждения о проблеме, не решаемой годами, не работают.

«Бородатая» проблема

Во время ежегодной пресс- конференции Президента России к главе государства обратился директор РИА «Дагестан» Магомед Магомедов, рассказав о том, что энергетические сети в республике сильно изношены и не могут выполнять функциональную нагрузку, которая сегодня необходима.

В декабре 2021 года в Минэнерго РД ТАСС сообщили, что находится на рассмотрении программа модернизации и повышения надежности энергоснабжения Республики Дагестан на сумму более 7,6 млрд рублей, она рассчитана на 2022-2023 годы.

«Также предусмотрена программа по повышению надежности энергоснабжения города Махачкалы, где проживает существенная часть населения республики, – на 3,5 млрд рублей. Источники финансирования по обеим

программам пока не определены, сейчас эти вопросы решаются, программа находится на рассмотрении в Минэнерго России», – рассказали информагентству в министерстве, добавив, что реализацией программы будет заниматься – кто бы сомневался – компания «Россети Северный Кавказ», которая обеспечивает энергоснабжение около 80 % потребителей республики (данные на конец 2021 года).

«Из-за изношенности энергосетей в республике часто происходят отключения электроэнергии, особенно часто это связано с непогодой. В этом году были выделены средства для подготовки к осенне-зимнему периоду – 379 млн рублей, также дополнительно 479 млн рублей на приобретение спецтехники. Это значительно больше, чем было в предыдущие годы, но этого, оказывается, недостаточно, чтобы полностью выправить ситуацию», – отметил собеседник агентства.

Наше время. На прошедшей неделе в рамках Оперштаба в Правительстве Дагестана гендиректор ПАО «Россети Северный Кавказ» Роман Левченко сообщил, что 1,8 млрд рублей направят на повышение надежности энергоснабжения в 2023 году в республике.

По его сведениям, по состоянию на 1 января 2022 года 53 % существующих в республике сетей были бесхозными. «Это те условные единицы, которых у нас нет в тарифе, эти сети бесхозные и мы обслуживать их не должны, но мы понимали всю ситуацию и не отворачивались от этой истории и все равно сети обслуживали. Даже в Махачкале 1/3 сетей были оформлены, а 2/3 – бесхозные. В 2023 году 90 % бесхозных сетей мы оформили, денег пока в тарифе нет, но в будущем мы их получим для компенсации наших затрат на содержание этих сетей.

Есть сформированная программа повышения надежности энергоснабжения. В этом году в Республике Дагестан мы реализуем программу на 1,8 млрд рублей. Конечно, для того чтобы сети привести в нормативное состояние, в первую очередь необходимо финансирование», – констатировал Левченко.

Это как про хорошую и плохую новость. Плохая новость в том, что нет хорошей – то есть нет финансирования, а между тем мы на пороге аномально дождливой и ветреной осени, резко переходящей в аномальную зиму. И так далее. Тут к бабке не ходи, но жди веерных отключений, которые совсем даже не веерные, а очень даже точечные, и призыва с пониманием отнестись к временным неудобствам.

Россети не светят

Доводим до граждан чиновников неимеющуюся у них информацию. По поводу графиков отключений: как уже было сказано, он не работает. Запланированные отключения максимум на 2 часа длятся по факту до восьми часов, а то и более суток в отдельных случаях. И граждане чиновники знали бы об этом, если бы действительно хотели наладить обратную связь, которую считают работающей. То, что происходит сейчас, – это монолог народа, которого в Россетях не слышали и не слышат. В том же ТГ-канале «Светим на Кавказе» комментарии просто отключены, нет возможности даже смайликом отреагировать. Такая вот обратная связь. Так что быть услышанными Россетями нам не светит.

На примере Редукторного поселка Махачкалы объясняем энергетикам, как работают веерные отключения. Электричество вырубают на гораздо больший отрезок времени, чем заявлено, причем затрагивает этот процесс одни и те же дома, когда в остальных свет не гаснет совсем. Никогда. Формулировки «часть Редукторного поселка», «часть проспекта Петра Первого», «часть проспекта Наструтдинова» как раз созданы для того, чтобы никто ни черта не понял. И относил себя каждый раз к той или иной части.

Работает и еще один способ запудривания мозгов. Мол, с учетом сложившейся ситуации в графике могут быть изменения. Надо так понимать, что речь идет об аварийных отключениях. И каждый раз, когда в квартире отключают свет и воду, убеждать себя, что это уже вне графика, поскольку случилась авария. Снова. Через час после того, как ее ликвидировали. Повторно. Как это было вчера, позавчера. Словом, с начала аномальной жары, а до этого – аномальных дождей, а до этого.

О том, как и где над этими авариями работают, никто нигде не фиксирует на камеру почему-то. К примеру, если где-нибудь залатают квадратный метр тротуара, об этом узнает вся Махачкала – ТГ-канал администрации обязательно заснимет и выложит ролик. Но что-то как-то не хватает фантазии, чтобы доказать наличие работ на тех или иных трансформаторах, которые обозначают, кстати, цифрами: «Специалисты устранили повреждения на 13 линиях электропередачи 6-10 кВ». А ты сидишь себе такой в темноте и думаешь: «Моя линия, видать, был четырнадцатой, до нее еще не добрались, потому что я гражданин потребитель линии электропередачи 7-11 кВ или где-то близко к этому».

Напряжение в Сети

Чиновники просто переехали в ватсапы-телеграмы. Там разглагольствуют по поводу и без, создавая видимость кипучей деятельности, театрально играя на камеру, как-то даже по-человечески негодуя об отключениях света, отсутствии воды или отопления. Для кого играют – для начальства или простых людей? Конечно, для начальства.

Заметьте, как-то свыклись мы с нормальностью классификации на «чиновников» и «людей». Время от времени, стараясь показаться человеком, чиновник пытается разобраться в проблемах народа, реагируя на давно нерешаемые вопросы. Чтобы доказать, что они так и остаются нерешенными, далеко ходить не надо. Шагнем лет на семь назад, когда один из советников тогдашнего Главы Дагестана решил выяснить, действительно ли диспетчерские службы работают из рук вон плохо. Сам факт того, что в подобное ему мало верилось, уже доказывает – обращаться в «аварийки» ему раньше не приходилось, иначе не сомневался бы.

Дозвониться на большинство номеров чиновник так и не смог, после чего заверил наших коллег-телевизионщиков, что вся работа «горячих линий» будет постоянно отслеживаться и все это направлено на повышение качества их работы, поскольку они – чиновники – должны вернуть доверие народа к власти. Знакомо, не правда ли?

Каждый новый чиновник из Сети ссылается на неподъемный багаж проблем, накопленный предыдущим мэром, божится их решить, используя весь свой потенциал. Проходит время, приходит новый руководитель той или иной структуры, рапортующий об отяжелевшем багаже. И так далее. И свои проблемы с коммуналкой та же Махачкала уже привыкла списывать на ветхие сети, непогоду или плохой урожай тростникового сахара в Новой Гвинее.

У нас принято даже неубранный мусор связывать с тем, что в период созревания бахчевых увеличивается количество отходов. Нормально?

Соль в том, что несуразности, подобные урожаю в Новой Гвинее, неуместны в оправданиях сложившейся ситуации. Но если вы действительно считаете, что сарказм неуместен, то тут одно из двух: либо вы тот самый «ответственный» чиновник, либо тот редкий счастливчик, в чьем районе города свет отключают нечасто, а арбузы с дынями соседи не едят совсем.

Бедлам с электрическими трансформаторами в городе связан то ли с отсутствием у них хозяина, то ли с незаконностью установки, то ли с их несоответствием техническим параметрам, то ли со всем вместе взятым. Не так давно «ДП» проблему освещала. Пару лет назад в нашем материале сотрудники энергетических ведомств проинформировали об отсутствии какой-либо возможности ремонта или замены такого «левого» оборудования, поскольку нет правовой формы работы с нелегальными трансформаторами.

Возникает вопрос: если они такие нелегальные и несоответствующие техническим параметрам, то есть опасные в использовании, с какой стати их все еще используют? И почему бы не отказаться от искрящихся и возгорающихся ящиков, установив качественное оборудование? Ведь хватает финансов на многомиллиардные учения электриков, устанавливающих счетчики в домах махачкалинцев, которые треть жизни проводят при свете свечи – вовсе не из принципов экономии, как мы понимаем.

Отдельного внимания заслуживает отговорка с растущими площадями под индивидуальное и многоквартирное жилье. Якобы и без того дышащие на ладан сети энергосистемы Махачкалы не справляются с растущими нагрузками. А кто позволяет увеличивать нагрузки на изжившую себя систему? Вокруг спокойно живших себе «хрущевок» в городе возводятся сотни многоэтажек, подключающихся к старым сетям, и вот уже весь микрорайон дружно коротает время, безуспешно набирая телефоны экстренных служб, сидя в кромешной тьме без воды и надежды на светлое завтра.

В такой ситуации пролить свет на отключение света пытается на следующий день новостной портал махачкалинской администрации, правда, каждый раз выходит как-то неуклюже и совсем недостоверно, когда информированность сотрудников оставляет желать, так сказать.

Унылые и раздраженные жильцы, следуя рекомендациям махачкалинского портала, в тусклой надежде набирают Единую дежурно-диспетчерскую службу, те же горэлектросети. Занят абонент. Ни разу за многочасовое отсутствие электричества в эти «выходные» ни один из абонентов шести ведомств так и не освободился.

О том, как и чем они заняты, рассказал бывший сотрудник одной из аварийных бригад. «Пошли отключения, никто тебе там (на том конце провода, то есть. – Авт.) не ответит. Они просто трубку откладывают – и всё. Их, конечно, тоже можно понять: телефоны «горят» от звонков, люди в бешенстве, а у оператора нервы не железные», – просветил знакомый.

А у наших коллег, советующих для «оперативного реагирования» обращаться в Единую дежурно-диспетчерскую службу города, якобы «оперативно реагирующую круглосуточно», хочется спросить: ребята, вы сами-то пробовали туда дозвониться? Попытайтесь, вам понравится.

Да, еще кое-что: срок годности не только у оборудования истек, но и обещаний чиновничьих. А если принимать во внимание нацеленность руководителя республики на важность качественной взаимосвязи с народом, то стоит понимать, что команде Сергея Меликова все еще предстоит внушительный фронт работы. Если до обычного диспетчера не дозвониться, когда он нужен, что уж говорить о мало-мальски значимом чиновнике? Недосягаемы они всё еще, недосягаемы.

Что с того

Первое. Относится с пониманием к веерным отключениям можно будет в том случае, если прибывшая в Дагестан прокурорская проверка окончится массовыми веерными посадками тех, у кого в карманах те самые миллиарды, что выделялись годами на реанимацию энергосетевого комплекса республики.

Второе. Аномальная жара, туристы и арбузы? В Астрахани, где температура в тени порой достигает 42 градусов, тоже огромное количество гостей и ооочень много арбузов, людей не мучают веерными отключениями и не напоминают об экстремальных температурах. Та же самая ситуация, к примеру, в Израиле или в Объединенных Арабских Эмиратах, где в принципе нет своих источников энергии. На раскаленном асфальте колеса машин плавятся, а десятки миллионов туристов съедают десятки миллионов тонн бахчевых. Но свет не гаснет, и свалок мусора нет.

Третье. Если уж в махачкалинской администрации призывают свести до минимума потребление электричества, «достаточного для ведения хозяйственной деятельности в минимальных пределах», как выразились в мэрии, стоит предпринять следующее. Раз уж каждая лампочка делает погоду, на время аномальной жары следует в дневное время – когда работают государственные и бюджетные учреждения, закрывать все заведения общепита. Считайте, что у нас вторая ураза. И следовало бы объяснить гражданам потребителям, сидящим на окраинах без света, почему его не отключают в центре в бесконечных ресторанах и кофейнях? А ночью нужно отключать все рекламные вывески и ни для кого не горящие миллионы ламп в тех же магазинах одежды и подсветки на домах. Еще раз: если каждая лишняя лампа играет роль.

И последнее. Когда вы взываете к пониманию, скажите это беременной женщине, которая три раза подряд застряла в старом лифте с коляской и 2-годовалым ребенком. Три дня подряд. Или отцу пятерых детей скажите, который тянет семью один на МРОТ, и вынужден выбрасывать продукты, потому что у некоторых аномально высокие запросы.

Только вот чтобы снять напряжение, нужна обратная связь. А оно, это напряжение, пока только в Сети и есть. А в сетях его нет. Это так, если вы не знали, господа энергетики.

Статьи из «ЖКХ»

После ремонта – комфорт

9
Мы много говорим о ремонте социальных объектов – школ, детских садов, поликлиник, учреждений...

Аморальная жара, или Само не рассосётся

49
Мы полны парадоксальностей. Давайте рассудим....

Тарифы «обжигают»

23
С 1 июля 2024 года в Дагестане выросли тарифы на услуги ЖКХ, заявил в рамках пресс-конференции...

Энергосбережение: тренд или лозунг?

88
Электрогенерация в настоящее время обеспечивает...

«Больше слов, меньше дела»

16
«Важнейшей задачей, стоящей перед администрацией города и ресурсоснабжающими...

Несветлая сторона энергетики

52
«Призываем жителей Дагестана с пониманием отнестись к сложившейся ситуации, ведь работы...

Тарифы обоснованы, как и жалобы

29
Коммунальная тема крайне болезненна для дагестанцев и...

Зима прошла, проблемы остались

61
На дворе в разгаре весна. Холода, в проекции минувшего...