Без нагрузки на капитал
Банки не относятся к первому кругу пострадавших отраслей, это скорее сейчас линия обороны экономики от шоков. И тот запас прочности, который накоплен в банковской системе, должен быть разумно использован, чтобы помочь экономике пройти период пандемии, сложный период ситуации на мировых рынках.
Но даже учитывая бодрое состояние банковской сферы в целом, нельзя забывать, что от ее здоровой деятельности и адекватности процессов, происходящих здесь, во многом зависит большая часть отраслей экономики, страдающих от создавшихся условий. Именно поэтому тема стала поводом для обсуждения на совещании под председательством Президента России Владимира Путина по вопросам банковского кредитования экономики.
Выступление главы Центробанка страны Эльвиры Набиуллиной было позитивным. И есть тому причины: банки вошли в этот период в достаточно хорошей форме, с запасом капитала и ликвидности, они готовы и способны принять на себя достаточно большой объем убытков, предоставлять кредитные каникулы и при этом продолжать кредитование.
Постоянный мониторинг того, как идет процесс реструктуризации кредитов, Банк России осуществляет совместно с Правительством страны. Масштаб реструктуризации действительно беспрецедентный. Меньше чем за месяц действия программ заявок на реструктуризацию поступило больше, чем в целом за прошлый год, заявила Набиуллина.
Так, на 15 апреля на реструктуризацию было подано 554 тысячи заявок, а только за эту неделю в системно значимые кредитные организации поступило еще 230 тысяч заявок. Это означает, что банкам нужно перестраивать свои бизнес-процессы, оперативно рассматривать заявки и принимать решения. Но положительный эффект однозначен. Рассчитывается, что в ближайшие дни банки выведут работу по программам на полную мощность.
– Что касается капитала, то, по нашей оценке, накопленный запас прочности здесь – около 5 трлн рублей. Что касается ликвидности, то у нас сейчас профицит ликвидности в банковской сфере около 2 трлн рублей, плюс к этому на руках у банков есть свободное обеспечение почти до 8 трлн рублей, под которое они всегда могут получить деньги либо на рынке, либо у Центрального банка. Таким образом, банки могут сейчас и реструктурировать кредиты, и продолжать кредитование, – заверила Набиуллина главу государства.
Кроме программ, где права заемщиков реструктурировать кредиты прописаны в законах, банки реализуют и собственные программы реструктуризации для своих клиентов. И они тоже достаточно масштабные. В целом, по данным ЦБ, по системно значимым кредитным организациям, а их 11, процент одобряемых обращений вырос примерно до 60% от числа рассмотренных обращений. На прошлой неделе это было около 44%, а неделей раньше – около 14%. «То есть динамика положительная, но есть, безусловно, еще потенциал для роста. По малому и среднему бизнесу также процент одобрения растет, и он чуть выше – около 80%, по нашей информации, по системно значимым кредитным организациям. Неделей раньше это было около 60%», – дополнила глава Банка России.
Задействованные регуляторные послабления осуществляются без рисков для интересов всех клиентов банков, дают возможность направить банкам больший капитал на реструктуризацию, на кредитование, растянуть во времени убытки – от недополученного дохода и от того, что часть клиентов может и не восстановить свою деятельность в полном объеме. Так, например, сейчас банки могут проводить реструктуризацию по кредитам тем заемщикам, которые не подпадают даже под действие закона, по собственным программам, без дополнительной нагрузки на капитал, без дополнительных резервов.
Что касается кредитов крупным предприятиям, то регуляторные послабления действуют по всем компаниям пострадавших отраслей и по компаниям, которые не относятся к пострадавшим секторам, к любым компаниям, у которых кредитное качество на 1 марта было хорошим. По словам Набиуллиной, эти регуляторные послабления охватывают 28 трлн рублей кредитного портфеля – это приблизительно 83% кредитов крупным корпорациям.
– У банков есть накопленный ресурс, но он не безграничен, поэтому важны совместные с Правительством меры содействия, прежде всего заемщикам: бизнесу, гражданам, и чтобы были гарантийные механизмы – поддерживать, не подрывать финансовую устойчивость банков, и это очень важно, – заверила главу государства руководитель Центробанка, добавив, что не менее важно, чтобы были равные условия конкуренции в банковском секторе при участии в этих программах. – Это также увеличит и охват клиентов банков, потому что и граждане, и бизнес, они работают не только в крупных банках, их обслуживают региональные, небольшие банки.