Без упреков и претензий
Проблема ценообразования тарифа на проезд в общественном транспорте в Махачкале остается актуальной по сей день. По-прежнему часть водителей маршруток в знак протеста, вопреки решению руководства компаний-перевозчиков, настойчиво не идет на повышение стоимости проезда. В попытках разрешить кризис обсуждения сложившейся ситуации идут как в стенах кабинетов правительственных структур, так и на площадках общественных институтов. Однако об урегулировании вопроса говорить все еще рано.
Заместитель начальника территориального отдела Государственного автодорожного надзора по РД Али Хазамов, в частности, отметил, что ужесточения надзора, применения санкций, штрафов с введением в силу закона о лицензировании перевозок просто не избежать. На переход к новой системе отводится 4 месяца. Новшества, с его слов, затронут всех, так как будет создан специальный реестр, без регистрации в котором деятельность перевозчиков запрещена. Особо Али Хазамов остановился на порядке составления и выдачи путевых листов: «Это финансовый документ, который должен быть правильно заполнен, исполнен и должен храниться в архиве компании как минимум пять лет». Общее впечатление от выступления: время беззакония в отрасли скоро уйдет в небытие.
Выступление руководителя УФАС России по РД больше касалось настоящего. Подтвердив наличие расследования возможного ценового сговора перевозчиков Махачкалы, поднявших одномоментно тариф на проезд до 23 рублей, результаты которого в скором времени будут оглашены, он в большей степени говорил о необходимости пересмотра процедур проведения конкурсов. Каир Бабаев предложил предоставить возможность для участия в нем всем перевозчикам, включая индивидуальных предпринимателей, акцентируя внимание на том, что в противном случае водители лишаются шансов на обновление своих микроавтобусов. Это значит, что тысячи людей останутся без работы.
Если надеяться на финансовые возможности компаний в обновлении своего парка, то на это потребуется, по его мнению, 10-15 лет. В свою очередь заинтересованные в сохранении своего рабочего места водители способны это сделать гораздо быстрее. «Если конкурсант выполняет предъявляемые требования закона, он имеет право работать на маршруте, – заявил Бабаев, заверив, что такая практика в городах России имеется. – Почему бы ее не использовать?» И действительно, почему?
Руководители транспортных компаний достаточно недвусмысленно отразили характер трудовых отношений работодателя и водителей. Они и сегодня, как выразился один из руководителей, «полулегальные». Значительная часть водителей все еще не оформлена в компаниях, да и 0,25 ставки, на которых они значатся, судя по выступлениям, не решают проблем полноценных налоговых отчислений. Реальный налоговый потенциал здесь намного выше, и проблема в том, что если оформлять трудоустройство по полной ставке, то и тариф в 23 рубля окажется нерентабельным.
Ко всему прочему водители не согласны работать на ставку. В большинстве своем они предпочитают статус индивидуального предпринимателя с фиксированными налоговыми отчислениями. Такая схема, по их мнению, наиболее рациональна и лишает необоснованных барышей руководство компаний.
Часть маршрутов у целого ряда транспортных компаний нерентабельна, и приходится покрывать убытки за счет прибыльных маршрутов, утверждают руководители компаний. Здесь якобы водители не платят компаниям вообще ничего. Именно на этих линиях предлагается использовать регулируемый тариф и субсидии. Если быть откровенным, доводы эти малоубедительны. Плата за путевые листы достаточно высока. При том, что работодатели не обеспечивают водителей ни ремонтом, ни какой-либо иной поддержкой в обслуживании транспорта, субсидировать тариф было бы очень и очень сомнительным решением. Также очевидно, что сначала необходимо привести к полной прозрачности финансовую деятельность компаний.
Впрочем, денег на эти цели в бюджете в настоящем нет. Что же касается будущего, то выполнение требований лицензирования и оснащения транспорта оборудованием, предусмотренных новым законом (онлайн-кассы, ГЛОНАСС и тахографы), потребует дополнительных расходов на каждую единицу транспорта в сумме порядка 100 тысяч рублей. Эта ноша прежде всего ляжет на владельцев маршрутных такси и компании, у которых есть в наличии собственный транспорт. Потянут ли они ее?
Если ценовой конфликт в сфере перевозок не будет успешно урегулирован, нас, по всей видимости, ожидает новая волна подорожания проезда в общественном транспорте. Определенно ясно, что необходима выработка оптимальной и компромиссной модели функционирования сферы транспортных перевозок Дагестана. В настоящем различия в подходах выбора этой модели привели к серьезному конфликту интересов, в который вовлечены в первую очередь водители и работодатели в лице транспортных компаний. Третьей, регулирующей, стороной в ней является государство, и от того, насколько взвешенным будет подход в разрешении проблемы, обдуманным и справедливым решение, в прямой зависимости достижение успеха. Это прежде всего обеспечение безопасности пассажиров, вывод отрасли из «тени», невысокие цены на проезд и пополнение бюджета налогами.
Разработкой предложений по решению этих задач в настоящем занята рабочая группа, организованная институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей в РД.
Будем держать читателей в курсе результативности этой работы.