Безнал входит в привычку
Итоги первого квартала 2020 года, подведенные на днях, свидетельствуют о росте популярности безналичных расчетов в Дагестане. За три месяца на территории республики совершено почти 15 млн операций по оплате товаров и услуг платежными картами на общую сумму 10 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество операций возросло в 2,7 раза, объем – на 82%. При этом на безналичную оплату товаров и услуг приходится основная доля – порядка 69% – в общем количестве операций, совершенных с использованием платежных карт.
Обеспеченность платежной инфраструктурой в Дагестане составляет 2,7 устройства на 1 тысячу человек, это 5-е место среди регионов СКФО. Всего на территории республики функционирует более 8 тысяч устройств по приему платежных карт, в том числе 782 банкомата.
Общее количество платежных карт, выданных на территории республики, возросло на 8,4% и на 1 апреля текущего года достигло 1,7 млн единиц. Среди них около 800 тысяч карт национальной платежной системы «Мир», их прирост составил 33,5%. Увеличилось также и количество транзакций по переводу средств с карты на карту.
«Из года в год мы наблюдаем в Дагестане положительную динамику по безналичным операциям. Подобные платежи – это быстро, удобно и безопасно. Бесконтактные карты, осуществление оплаты смартфонами и другими гаджетами способствуют тому, что всё больше жителей стали пользоваться именно безналичными формами оплаты», – отметил Владимир Черний, управляющий Отделением – Национальным банком по Республике Дагестан Южного ГУ Банка России.
Рост безналичных платежей стал возможен в том числе благодаря реализации в республике проекта по повышению финансовой доступности в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных районах. Дорожная карта этого проекта была подписана между Банком России и Правительством Дагестана еще в прошлом году.
Анализ же общих сведений об институциональной обеспеченности Дагестана показал, что по состоянию на 1 апреля этого года на территории республики функционируют 93 подразделения кредитных организаций (филиалов), в том числе 47 офисов ПАО «Сбербанк» (50,5% от всех банковских офисов региона).
По сравнению с аналогичными значениями прошлого года показатель физического присутствия подразделений кредитных организаций снизился на 8 единиц, или 8% от всех банковских офисов региона, что обусловлено отзывом лицензий на осуществление банковских операций, а также закрытием филиалов, в том числе в связи с преобразованием во внутренние структурные подразделения.
Инфраструктура, предназначенная для приема платежных карт, по состоянию на 1 апреля этого года увеличилась за год на 28,4% за счет электронных терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях, количество которых увеличилось уже на 32,4% и составило 8038 единиц.
В нынешних условиях отказ от наличности приобретает еще большую актуальность по вполне очевидным причинам. Чтобы снизить риск заболевания коронавирусной инфекцией, Минстрой Дагестана, к примеру, призывает оплачивать жилищно-коммунальные услуги путем безналичных расчетов. В частности, с применением мобильных приложений, на Едином портале оказания государственных услуг, через банкоматы и иные терминалы.
В то же время трудности испытывает старшее поколение, которое отличается дисциплинированностью в плане оплаты коммунальных услуг, но новые технологии для него не совсем понятны. В этом случае можно воспользоваться помощью молодых членов семьи или соседей. Небесполезными станут и рекомендации по использованию возможностей дистанционной оплаты ЖКУ с доступной пошаговой инструкцией, размещенные на сайте Минстроя Дагестана и распространенные в социальных сетях.
Как сообщили нашему изданию в отраслевом министерстве, план мероприятий по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей на территории республики, утвержденный Правительством РД, Отделения-НБ в Республике Дагестан, Минэкономики Дагестана, доведен до администраций муниципальных образований. Муниципалитетам рекомендовано донести этот документ до населения, ресурсоснабжающих организаций и иных заинтересованных лиц, используя все возможные ресурсы. Понятно, что приоритет и тут отдан бесконтактным формам взаимосвязи.