Бизнес идёт в Дагестан
Дагестан всё более уверенно становится крупным транспортно-логистическим хабом общероссийского значения. Международный морской торговый порт, аэропорт, федеральные автомобильные трассы поступательно наращивают потоки грузов и пассажироперевозки. Что замечательно, этот позитивный тренд способен дать взрывной импульс нашей экономике.
Только Махачкалинский морской торговый порт в первом полугодии 2022-го отгрузил около 200 тысяч тонн цемента, зерна, соли и другой продукции, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года перевалка сухих грузов выросла почти вдвое. А за 10 месяцев 2022 года перевалка составила более 169 тыс. тонн зерна и около 196 тыс. тонн генеральных грузов, что на 12 % больше, чем за весь 2021 год.
Темпы работы не снижаются. По словам Председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова, махачкалинский морской торговый порт по итогам 2022 года остается лидером по темпам роста среди 15 российских портов на Каспии: «Всего торговый порт переработал около 450 тыс. тонн генеральных грузов. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года их перевалка выросла на 38 %».
Всего через порт, со слов главы Минтранса РД Джамбулата Салавова, планируется перевалка не менее 22 наименований генеральных грузов общим объемом до 4 млн тыс. тонн в год.
Другой сегмент траспортно-логистической системы Дагестана – международный аэропорт Махачкалы. И здесь отмечены рост и рекордные показатели. Причём не только в увеличении количества пассажироперевозок, но также и в расширении географии маршрутов. Дагестан стал точкой притяжения для туристов.
В 2022 году, впервые за всю историю аэропорта столицы, пассажиропоток достиг рекордных 2,5 млн пассажиров. В настоящем в стране создаются благоприятные условия для развития внутреннего туризма, и Махачкала становится всё более популярным и доступным маршрутом для тысяч россиян. Даже для таких отдаленных регионов, как, к примеру, Красноярск.
Последнее сообщение пресс-службы аэропорта о том, что 30 апреля 2023 года авиакомпания Nordwind запускает авиасообщение из Махачкалы в Красноярск, тому свидетельство. Полеты будут выполняться два раза в неделю на комфортабельных самолетах Boeing 737-800, что говорит о растущем спросе россиян в туристической индустрии Дагестана. И очень хорошо, что предложение это удовлетворяется системно и планомерно. Запланировано также авиасообщение с Азербайджаном, Белоруссией, а по России откроются новые маршруты в Новокузнецк, Оренбург.
Наш аэропорт все больше стал отвечать статусу международного. К слову, с текущего года авиакомпания «Redwings» запускает прямые рейсы из аэропорта Махачкалы в Тель-Авив. Вылеты в Израиль стартуют уже 15 февраля и будут осуществляться по средам на комфортабельных самолетах SukhoiSuperjet 100.
Не то чтобы именно этот факт является существенным прорывом. Из Махачкалы уже давно можно летать в Стамбул, однако новые направления, такие как Анталья (Турция), Ташкент, Бухара, Наманган, Ургенч (Узбекистан), Латакия (Сирия), Ереван (Армения) и чартеры в Джидду (Саудовская Аравия), сделали махачкалинский аэропорт по-настоящему международным.
Нашу воздушную гавань ожидают и важные инфраструктурные преобразования. В текущем году начнется строительство терминала ВВЛ (на его строительство будет потрачено около 5 млрд рублей собственных средств аэропорта) и расширение взлётно-посадочной полосы (ВПП – более 13 млрд рублей за счёт федерального бюджета). Это позволит аэропорту ещё качественнее обслуживать пассажиров и принимать все типы воздушных судов.
Дагестан все больше обретает элементы не только туристического региона, наша столица Махачкала прирастает и признаками делового, торгового центра с калибровкой роста на мировой уровень.
Судя по заявлениям экспертов, республика наращивает не только туристический, но и экономический потенциал в целом. Ряд конференций из федеральной повестки, помимо деклараций и риторики, подкрепляют наличие этого тренда конкретными фактами.
В частности, представители российских деловых кругов говорят о возрастающем интересе крупного бизнеса страны к Дагестану и в первую очередь к Махачкале как к территории для локализации своих филиалов. Не только для расширения и развития новых международных торговых связей, но и по оказанию целого спектра услуг, таких как страхование, транспортирование, хранение грузов и всего того, что необходимо для соответствия мировым стандартам. Несколько таких фирм уже зарегистрировали свои представительства в Дагестане. Строительство «Махачкала Сити», возможно, уже не за горами?
Отметим, что интерес этот у бизнеса неспроста. Помимо масштабной модернизации морского порта, а также транспортной инфраструктуры в Дагестане в ближайшей перспективе предполагается создание сети транспортно-логистических центров. На севере республики это в районе населенных пунктов Тарумовка и Сулак, на юге – в районе Тагиркент-Казмаляра и Яраг-Казмаляра, в центральной части – в районе Зеленоморска.
Якорным объектом логистического комплекса определён мультимодальный индустриальный транспортно-логистический центр «Каспий» в районе Зеленоморска. В числе стратегических инвесторов, а также ключевыми резидентами создаваемых центров планируются ООО ГК «Оборонлогистика», ПАО «Глобал трак», АО «Агрохолдинг Московский», ОАО «ПЛТ», ООО «Русские ярмарки». Так что крупный бизнес идет в Дагестан.