Бизнес идёт в Дагестан

A- A+

Дагестан всё более уверенно становится крупным транспортно-логистическим хабом общероссийского значения. Международный морской торговый порт, аэропорт, федеральные автомобильные трассы поступательно наращивают потоки грузов и пассажироперевозки. Что замечательно, этот позитивный тренд способен дать взрывной импульс нашей экономике.

Только Махачкалинский морской торговый порт в первом полугодии 2022-го отгрузил около 200 тысяч тонн цемента, зерна, соли и другой продукции, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года перевалка сухих грузов выросла почти вдвое. А за 10 месяцев 2022 года перевалка составила более 169 тыс. тонн зерна и около 196 тыс. тонн генеральных грузов, что на 12 % больше, чем за весь 2021 год.

Темпы работы не снижаются. По словам Председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима ­Абдулмуслимова, махачкалинский морской торговый порт по итогам 2022 года остается лидером по темпам роста среди 15 российских портов на Каспии: «Всего торговый порт переработал около 450 тыс. тонн генеральных грузов. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года их перевалка выросла на 38 %».

Всего через порт, со слов главы Минтранса РД Джамбулата Салавова, планируется перевалка не менее 22 наименований генеральных грузов общим объемом до 4 млн тыс. тонн в год.

Другой сегмент траспортно-логистической системы Дагестана – международный аэропорт Махачкалы. И здесь отмечены рост и рекордные показатели. Причём не только в увеличении количества пассажироперевозок, но также и в расширении географии маршрутов. Дагестан стал точкой притяжения для туристов.

В 2022 году, впервые за всю историю аэропорта столицы, пассажиропоток достиг рекордных 2,5 млн пассажиров. В настоящем в стране создаются благоприятные условия для развития внутреннего туризма, и Махачкала становится всё более популярным и доступным маршрутом для тысяч россиян. Даже для таких отдаленных регионов, как, к примеру, Красноярск.

Последнее сообщение пресс-службы аэропорта о том, что 30 апреля 2023 года авиакомпания Nordwind запускает авиасообщение из Махачкалы в Красноярск, тому свидетельство. Полеты будут выполняться два раза в неделю на комфортабельных самолетах Boeing 737-800, что говорит о растущем спросе россиян в туристической индустрии Дагестана. И очень хорошо, что предложение это удовлетворяется системно и планомерно. Запланировано также авиасообщение с Азербайджаном, Белоруссией, а по России откроются новые маршруты в Новокузнецк, Оренбург.

Наш аэропорт все больше стал отвечать статусу международного. К слову, с текущего года авиакомпания «Redwings» запускает прямые рейсы из аэропорта Махачкалы в Тель-Авив. Вылеты в Израиль стартуют уже 15 февраля и будут осуществляться по средам на комфортабельных самолетах SukhoiSuperjet 100.

Не то чтобы именно этот факт является существенным прорывом. Из Махачкалы уже давно можно летать в Стамбул, однако новые направления, такие как Анталья (Турция), Ташкент, Бухара, Наманган, Ургенч (Узбекистан), Латакия (Сирия), Ереван (Армения) и чартеры в Джидду (Саудовская Аравия), сделали махачкалинский аэропорт по-настоящему международным.

Нашу воздушную гавань ожидают и важные инфраструктурные преобразования. В текущем году начнется строительство терминала ВВЛ (на его строительство будет потрачено около 5 млрд рублей собственных средств аэропорта) и расширение взлётно-посадочной полосы (ВПП – более 13 млрд рублей за счёт федерального бюджета). Это позволит аэропорту ещё качественнее обслуживать пассажиров и принимать все типы воздушных судов.

Дагестан все больше обретает элементы не только туристического региона, наша столица Махачкала прирастает и признаками делового, торгового центра с калибровкой роста на мировой уровень.

Судя по заявлениям экспертов, республика наращивает не только туристический, но и экономический потенциал в целом. Ряд конференций из федеральной повестки, помимо деклараций и риторики, подкрепляют наличие этого тренда конкретными фактами.

В частности, представители российских деловых кругов говорят о возрастающем интересе крупного бизнеса страны к Дагестану и в первую очередь к Махачкале как к территории для локализации своих филиалов. Не только для расширения и развития новых международных торговых связей, но и по оказанию целого спектра услуг, таких как страхование, транспортирование, хранение грузов и всего того, что необходимо для соответствия мировым стандартам. Несколько таких фирм уже зарегистрировали свои представительства в Дагестане. Строительство «Махачкала Сити», возможно, уже не за горами?

Отметим, что интерес этот у бизнеса неспроста. Помимо масштабной модернизации морского порта, а также транспортной инфраструктуры в Дагестане в ближайшей перспективе предполагается создание сети транспортно-логистических центров. На севере республики это в районе населенных пунктов Тарумовка и Сулак, на юге – в районе Тагиркент-Казмаляра и Яраг-Казмаляра, в центральной части – в районе Зеленоморска.

Якорным объектом логистического комплекса определён мультимодальный индустриальный транспортно-логистический центр «Каспий» в районе Зеленоморска. В числе стратегических инвесторов, а также ключевыми резидентами создаваемых центров планируются ООО ГК «Оборонлогистика», ПАО «Глобал трак», АО «Агрохолдинг Московский», ОАО «ПЛТ», ООО «Русские ярмарки». Так что крупный бизнес идет в Дагестан.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Бизнес»