Однако стонут не все. Как правило, ропщут производственники еще с советским мышлением, а более молодые, энергичные бизнесмены с нестандартным мышлением или, как сейчас модно говорить, креативщики, ищут новые пути и возможности. Не зря многие экономисты советуют начинать новый бизнес именно в разгар кризиса, когда сама ситуация подсказывает нестандартное решение, которое может «выстрелить» на рынке. Для качественного скачка в потреблении и соответственно в производстве нужно нетривиальное решение. Логичнее всего в данном случае исключить услуги посредника, который и портит всю картину. И тут в дело вмешивается рынок, который многие привыкли ругать.
Сейчас в стране набирает обороты торговля с колес, причем торгуют не спекулянты-челночники, торгуют сами предприятия. Рефрижератор или простой малогабаритный грузовой автомобиль раз или дважды в неделю посещает одни и те же точки в близлежащих городах, что вполне достаточно для закупок населением отечественных продуктов по доступным ценам. Кроме того, сами предприятия начали активно участвовать в ярмарках и иных мероприятиях, что сказывается как на узнаваемости бренда, так и на спросе.
Другая тенденция – открытие фирменных магазинов в центре городов-миллионников и на территории крупных торговых сетей. А что делать? Бизнес должен развиваться, и он развивается и – самое главное – помогает решать проблемы. Причем растет такой бизнес так, как и должен, без помощи, без жалоб, без вмешательства извне. В случае появления неэффективной «прокладки», бизнес ее просто прорывает. Очень надеюсь, что этот положительный опыт решения проблемы распространится и в нашей республике.
Признаться честно, лет пять назад слышать жалобы владельцев достаточно крупных предприятий о необходимости предоставления им финансовой помощи было смешно. Как в случае с одним из рыбных комбинатов, который, отгружая ежегодно более 2000 тонн черной икры, просил 5 миллионов рублей для закупки оборудования. Вполне понятно, почему на самом верху такого рода просьбы часто отклоняют. Возможно, во мне говорит еще не угасший дух юношеского максимализма, но я бы таким хозяйственникам рубля не дал! А зачем?
Успешные бизнесмены, как правило, в беседах на тему господдержки говорят: бизнесу от государства не деньги нужны, а механизмы. Помогать не надо, главное – не мешайте. Не раз уже писал я об этом в своих материалах, и даже как-то приелась эта формулировка, но что поделать, приходится. Государство задает правила игры и отходит в сторону, как арбитр. А иначе постоянный патронат развития бизнеса и его укрепления приведут лишь к тому, что команды так и останутся в низшей лиге. И тогда ни о каком развитии бизнеса говорить не придется.