Купить PDF-версию
08:24 | 14 октября, Вт
X
09:57 30.03.2016

Бизнес пробьет себе дорогу

Если путей нет, то он их прокладывает. С началом кризиса в продуктовых сетях и на рынке медленно, но уверенно цены на сельхозпродукцию ползут вверх. Не так быстро, как курс доллара, но за эти год-два все прибавило в цене на 20-25% и даже больше. Вроде бы все идет согласно законам бизнеса, когда спрос уравнивает предложение с помощью цены, но не в данном случае. Рост цен в этот период большей частью связан с активностью спекулянтов, а производители по-прежнему стонут, что, мол, нет рынков сбыта и производство нерентабельно. Это показала и наша недавняя поездка в Нагорный Дагестан вместе с полпредом Главы РД Абдулмуслимом Абдулмуслимовым.

Однако стонут не все. Как правило, ропщут производственники еще с советским мышлением, а более молодые, энергичные бизнесмены с нестандартным мышлением или, как сейчас модно говорить, креативщики, ищут новые пути и возможности. Не зря многие экономисты советуют начинать новый бизнес именно в разгар кризиса, когда сама ситуация подсказывает нестандартное решение, которое может «выстрелить» на рынке. Для качественного скачка в потреблении и соответственно в производстве нужно нетривиальное решение. Логичнее всего в данном случае исключить услуги посредника, который и портит всю картину. И тут в дело вмешивается рынок, который многие привыкли ругать.

Сейчас в стране набирает обороты торговля с колес, причем торгуют не спекулянты-челночники, торгуют сами предприятия. Рефрижератор или простой малогабаритный грузовой автомобиль раз или дважды в неделю посещает одни и те же точки в близлежащих городах, что вполне достаточно для закупок населением отечественных продуктов по доступным ценам. Кроме того, сами предприятия начали активно участвовать в ярмарках и иных мероприятиях, что сказывается как на узнаваемости бренда, так и на спросе.

Другая тенденция – открытие фирменных магазинов в центре городов-миллионников и на территории крупных торговых сетей. А что делать? Бизнес должен развиваться, и он развивается и – самое главное – помогает решать проблемы. Причем растет такой бизнес так, как и должен, без помощи, без жалоб, без вмешательства извне. В случае появления неэффективной «прокладки», бизнес ее просто прорывает. Очень надеюсь, что этот положительный опыт решения проблемы распространится и в нашей республике.

Признаться честно, лет пять назад слышать жалобы владельцев достаточно крупных предприятий о необходимости предоставления им финансовой помощи было смешно. Как в случае с одним из рыбных комбинатов, который, отгружая ежегодно более 2000 тонн черной икры, просил 5 миллионов рублей для закупки оборудования. Вполне понятно, почему на самом верху такого рода просьбы часто отклоняют. Возможно, во мне говорит еще не угасший дух юношеского максимализма, но я бы таким хозяйственникам рубля не дал! А зачем?

Успешные бизнесмены, как правило, в беседах на тему гос­поддержки говорят: бизнесу от государства не деньги нужны, а механизмы. Помогать не надо, главное – не мешайте. Не раз уже писал я об этом в своих материалах, и даже как-то приелась эта формулировка, но что поделать, приходится. Государство задает правила игры и отходит в сторону, как арбитр. А иначе постоянный патронат развития бизнеса и его укрепления приведут лишь к тому, что команды так и останутся в низшей лиге. И тогда ни о каком развитии бизнеса говорить не придется.

Статьи из «Экономика»

Незаметные герои нашего времени

29
Говоря о труженике АПК, мы представляем человека, тесно...

Курорт круглый год

13
Так совпало, что, когда готовился этот материал, под руководством премьер-министра Михаила...

Для гор разработают «вакцину от заражения радиацией»

128
Второй день II Международного горного форума в Дагестане был не менее насыщенным, чем день открытия...

В русле законодательных инициатив

12
В рамках Горного форума на заседании Постоянной...

По новому закону гор

32
В Махачкале стартовал II Международный форум «Устойчивое развитие горных территорий»....