Бюджет и стратегия развития
Деловой год традиционно завершается версткой бюджета. Особенностью 2020 является то, что в настоящем идет завершение выработки концепции стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2035 года. Но обо всем по порядку.
В Правительстве РД прошло обсуждение законопроекта «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», который представил кабинету министров глава финансового ведомства Дагестана Юнус Саадуев.
В качестве основы для прогнозных показателей бюджета принимались макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в котором ВРП Дагестана определен в 728,4 млрд рублей.
Прогноз оптимистичный. Поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет прогнозируются в объеме 37,4 млрд рублей, что составляет 112,6% к бюджету текущего года. При этом в структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают НФДЛ – 44,3%, акцизы на ГСМ и алкоголь – 24,5%, налог на прибыль – 14%. Общий объем расходов предварительно определен в сумме 137,3 млрд рублей.
Судя по заявлениям министра финансов, Дагестану не грозит повторение истории с Ингушетией, признанной банкротом по причине неспособности обслуживания финансовых заимствований. Юнус Саадуев подчеркнул, что в Дагестане проводится взвешенная долговая политика, то есть старые долги выплачиваются, не прибегая к бюджетным и казначейским кредитам.
Данная практика, со слов министра, будет продолжен и в последующем. Он также подчеркнул, что бюджет на будущие три года должен иметь не только социальную направленность: «Он у нас и так социально ориентированный. При этом люди должны знать, куда уходят государственные деньги, которые мы с вами с большим трудом собираем. Вместе с тем бюджет должен иметь и ярко выраженную инвестиционную направленность».
Учитывая то, что в 2020 году бюджет Дагестана беспрецедентно вырос, инвестиции вполне реальны. И это не только бюджетные ассигнования по самым различным государственным программам. В республику могут прийти также частные инвестиции. Целый ряд крупных проектов, основу которых заложили в предыдущие годы, может вполне реализовываться. Нужны стабильность, устойчивость и поступательное развитие, которое в Дагестане хотя и понемногу, но вычерчивается.
А вот каким именно приоритетам необходимо следовать, чтобы привлечь инвестиции, и как собственно выстраивать стратегию долгосрочного развития Дагестана, обсуждали руководители министерств Дагестана совместно с представителями экспертного, профессионального и научного сообщества в рамках состоявшейся накануне совещания по вопросам разработки Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2035 года.
Эксперты высказали свои предложения и видение концепции стратегии долгосрочного развития Дагестана. К примеру, заведующий кафедрой политэкономии ДГУ Низами Аскеров предложил учесть в стратегии такое направление, как цифровизация. IT-индустрию, кстати, недооценивать не стоит. Потенциал роста отрасли огромный, а у нас в Дагестане он пока практически никак не реализован.
Член Общественного совета при Министерстве экономики и территориального развития РД, экономист Маир Пашаев считает важным от комплексного подхода перейти к системному.
Нужно учитывать место Дагестана в масштабе Каспийского региона, Кавказа и страны сегодня, завтра и в будущем и с пониманием того, какие позиции мы придаем региону в будущем, говорит он, подчеркивая, что от Главы Дагестана Сергея Меликова, имеющего серьезную поддержку федерального центра, стоит ожидать более амбициозную программу развития.
Потенциал традиционной экономики в Дагестане, по его мнению, далеко не исчерпан, но ключевые экономические комплексы нуждаются в модернизации. Что касается новаций, институтов развития, инвестиций и маркетинга, то их методики и технологии тоже отработаны, и наша задача заключается лишь в том, чтобы применить лучшие практики, говорит Маир Пашаев.
Не согласиться с мнением экономиста сложно. Велосипеда нам изобретать не нужно, а вот следовать в фарватере федеральной стратегии просто необходимо. Также, конечно, учитывая республиканские особенности и опыт, чтоб не напороться на подводные камни и рифы, чтобы в итоге не сеть на мель. Вероятность же такая, по мнению известного предпринимателя Расула Каландарова, высказавшегося о состоянии бизнеса в Дагестане, существует. В стране пандемия, спад, говорит он, и чтобы сохранить высокие показатели, чтобы выполнить текущий бюджет, есть опасения, что налоговики будут выкручивать руки предпринимателям. Но в такой ситуации многие налогоплательщики могут и не дожить до 2022-2023 годов, заверяет он. Помимо всего, при падающем рынке резко снизились объемы продаж у многих компаний, отсюда могут быть проблемы по планам по НДС и налогу на прибыль.
Резерв развития он видит в адекватном управлении имуществом. По его мнению, нужна инвентаризация по эффективности использования муниципального и республиканского имущества. Нужны оценка и пересмотр деятельности неэффективных МУПов и ГУПов. Нужны благоприятная предпринимательская среда, продолжение борьбы с коррупцией. Вот тогда и частные инвестиции пойдут в Дагестан.
Сделать перечисленное однозначно будет нелегко, однако, что касается эфективности использования государственного и муниципальной собственности, следует признать, начало этой работе в Дагестане положено. Помимо всего, согласно федеральному антимонопольному законодательству, в скором времени неэффективные Гупы все же придется закрывать. В настоящем уже проблематично учредить новое предприятие.
Что же касается благоприятной среды и мотивации предпринимательства, обозначенные приоритеты долгосрочного развития Дагестана, в числе которых реализация проекта транспортного коридора Север-Юг, а значит дальнейшее развитие морского порта и аэропорта, строительство пропускных пограничных пунктов, малых ГЭС, инфраструктуры ЖКХ, мелиорации, вполне эту задачу решают. Непреложной аксиомой считается, что строительство инфраструктурных объектов дает всплеск развитию предпринимательсва и экономики в целом. Будем надеяться, что это самое произойдет и в Дагестане.