Богатство недр Дагестана


Нефть и природный газ, "черное золото" и "голубое топливо" были известны человеку еще до нашей эры. Первое упоминание об обнаружении нефти на берегу Герканского (Каспийского) моря дал древнегреческий писатель Плутарх, описывая походы Александра Македонского в IV веке до нашей эры. Известный полководец привел свое войско на южное побережье Каспия, вечером в палатке Александра Македонского были установлены невиданные ранее светильники, он очень заинтересовался ими. Удивленному полководцу объяснили, что горит желтый жир, который поднимается по пучку ниток, вложенных в трубку, сделанную из той же глины, что и светильник, который местные жители называют "чираг".
Факелы горящих газов на Апшеронском полуострове и на Дагестанском побережье Каспийского моря (Дагестанские Огни) уже в начале нашей эры служили маяками для плавающих по морю судов.
Сведения о выходе нефти и газа в Дагестане, на побережье Каспийского моря близ города Дербента содержатся в арабских летописях IХ — Х вв. н .э.
Ценная информация о природе Дагестана была получена в ХV — ХVII вв. русскими служилыми и торговыми людьми, которые в качестве экономических и политических разведчиков посылались в Страну гор.
Особо зачастили в Дагестан в конце ХVII — начале ХVIII вв. русские путешественники. По приказу Петра I в 1719 — 1720гг. капитаном Верделом и лейтенантом Соймоновым была составлена первая действительная карта Каспийского моря, которая довольно верно передала его очертание.
Любопытные сведения о дагестанском побережье Каспийского моря содержатся и в дневниках врача русской государственной службы И. Лерха, который дважды побывал в Дагестане.
В свой первый приезд в 1732 — 1735гг. И. Лерх дал описание многим интересным природным явлениям, он занимался изучением растений и пород в окрестностях Махачкалы, Уллубий-аула, Дербента, дал характеристику и рекам Сулак, Шура-Озень, Уллу-чай, Гамри-Озень, Самур и Ачи-Су. Перу Лерха принадлежит и описание естественного минерального источника — теплой серной воды, используемого жителями равнины. В частности, описывая один из национальных праздников жителей Дербента, Лерх писал, что они "сидят целую ночь на кровлях и зажигают нефтяные светильники".
Во второй свой приезд в 1745-1747гг. Лерх дополнил характеристику берега Каспийского моря.
Большой интерес к исследованию природы Дагестана проявил молодой академик С. Г. Гмелин — современник и сподвижник П. С. Палласа и И. А. Гильденштедта.
Если описания Гмелина были не совсем обстоятельны и достоверны, то сведения, которые стали поступать после Гюлистанского мира с Персией в 1813 году и присоединения Бакинского ханства и Дагестана к России, отличались большой достоверностью. С этого периода начинаются специальные геологические исследования, связанные с поисками и разработкой полезных ископаемых в Дагестане, и более правильное использование нефтяных источников.
Нефть, известная под разными названиями — горная смола, горное масло, нафта, жир земли, сицилийское масло, в качестве горючей жидкости с каждым годом стала приобретать все более широкое применение. Людям уже нужна была не просто нефть, а нефть более высокого качества.
Наиболее пригодными для светильников считались светлые (легкие) нефти. Они зажигались легче и давали меньше копоти, однако в чистом виде светлые нефти встречались редко, и поэтому возникла необходимость перегонки нефти для получения из него светлого масла или как его называли "фотогена". Перегонкой нефти в Закавказье и на Украине занимались еще в средневековье, а в конце ХVI века при царствовании Бориса Годунова перегонка нефти производилась на Ухте. В 1821 — 1823 годах в Моздоке крепостные крестьяне — братья Дубинины соорудили установку для перегонки нефти, добывающейся из колодцев. Для этого использовался железный куб, вмазанный в кирпичную печь. Куб имел медную крышку, от которой шла медная труба для кондиционеров, проходившая через чан с водой и имевшая в нем один виток. Перегонный куб вмещал 40 ведер нефти. При нагревании куба с применением поддувал, пары более летучей части нефти проходили по медной трубе, охлаждались, и получавшаяся жидкость собиралась в деревянном ведре. В эту жидкость (фотоген) переходило около 40 процентов исходной нефти. Самая легкокипящая фракция нефти – бензин – при этой перегонке в большой своей части терялась. Не перегоняющийся остаток – мазут – использовался для смазки колес.
Толчком к дальнейшему развитию добычи и переработки нефти стало изобретение керосиновой лампы. Для этой лампы требовался уже не фотоген, в котором могла быть примесь бензина и тяжелых масел, а более определенная фракция перегоняемой нефти, названная керосином.
Для добычи нефти в те времена рыли ямы или колодцы, доходившие до тех пластов, где она сохранялась в жидком состоянии. Нефть из таких колодцев вычерпывали бурдюками, сшитыми из шкур крупных животных. Для подъема бурдюка использовались лошади. Но добыча нефти с помощью колодцев, однако, не могла удовлетворить возросший спрос на нее. В середине ХIХ века возникла идея о бурении скважин.
В России первая скважина была пробурена в 1848 г. Ф.А.Семеновым на Апшеронском полуострове в районе Биби Эйбата. Глубина первых скважин, давших нефть, была не больше, чем глубоких колодцев, но пробурить скважину, было проще, чем вырыть и укрепить ступенчатый колодец такой же глубины. Колодезный метод в основном применялся на участках естественного выхода нефти, а с применением буровых скважин люди надеялись выйти на нефть, которая залегала намного глубже. Определить участок бурения, который мог бы дать положительный результат и хорошую добычу нефти, могли специалисты-геологи.
Пионеры геологии Дагестана появились в Стране гор в середине ХIХ века. Первое непосредственное ознакомление со строением отдельных районов Дагестана сделали Березин и Марьин. Настоящее геологическое изучение Дагестана начинается по существу с исследований академика Г. Абиха, которого называют "отцом Кавказской геологии".
Его труды по геологии и полезным ископаемым не потеряли своего значения и по сей день.
С 1863 по 1872 гг. Дагестан неоднократно посещал и геолог Ф. Г. Кошкуль. Результатом его исследований была работа "О строении и геологии Дагестана", которую он опубликовал в 1864. В данной статье он впервые описал Каякентскую группу нефтяных источников.
Интересные сведения о нефтяных источниках на Кавказе и в Дагестане содержатся и в сборнике материалов, подготовленных в 1869 г. комиссией Министерства финансов России. В этом сборнике отмечается, что нефть в Дагестане добывается в четырех местах. Первое из них находится в десяти верстах на юге от города Ма-хачкалы на Гиик-Салган-кутане, второе — в десяти верстах к северу от аула Карабудахкент на Нап-кутане, третье — в Кайтаго-Табасаранском округе, между Каякентом и Каракайтагскими минеральными источниками и, наконец, четвертое — верстах в шести на восток от ст. Демикентской, на землях аула Башлыкент.
Авторы сборника указывают, что в 1866 г. из трех ям или колодцев на Гиик-Салган-кутане ежесуточно добывалось около 4 ведер нефти, что в год составляет примерно 700-730 пудов; из четырех ям на Нап-кутане ежесуточно добывалось до 3 ведер, что составляет в год 500-540 пудов; в Кайтаго-Табасаранском округе (Каякент, Берикей и др.) в это же время ежегодно добывалось из 22 колодцев 17 000 пудов нефти.
Если до 70-х годов ХIХ столетия в Дагестане значительный размах имел колодезный метод добычи нефти без всяких геологических исследований, то в последней четверти XIX столетия получают широкое развитие научно-исследовательские и поисковые геологические работы. В изучении геологического строения Дагестана принимают участие ведущие геологи Кавказского горного управления (КГУ) и Геологического комитета (Геолкома).
В 1894 году в Дагестане на месторождении Берикей бывшим железнодорожным служащим В.И. Козляковским была пробурена первая скважина и с глубины 182 метра получена нефть. Нефть в Дагестане! Эту весть быстро облетел мир, посланники разных стран мира — иранцы, немцы, англичане, поляки, шведы, ехали сюда в надеже найти свое нефтяное счастье.
На берегу Уллу-чая горели костры, разбивались палатки, строились временные жилища. Более тридцати предпринимателей на восьмидесяти участках от Сулака до Уллу-Чая искали "черное золото".
Из скважины, принадлежащей предпринимательнице из Баку Ольге фон Бенкендорф, которая скупила земельные участки в разных местах Дагестана, с небольшой глубины ударил фонтан нефти, заставивший предпринимателей ускорить проходку скважин. В то время в Баку господствовало крупнейшее в России "Товарищество братьев Нобель", которое возникло в тяжелое для промышленности России время. Отсутствие серьезных капиталовложений в добычу нефти не позволяло конкурировать с американским керосином. Никакой планомерности и устойчивости в развитии нефтяной промышленности в России не было, и на нее смотрели как на средство быстрой наживы.
"Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель" было учреждено в 1879 году.
В "Товарищество" вошли братья Людвиг, Роберт и Альфред, а также их друзья – всего было десять человек. Они стали арендовать нефтеносные земли на Апшеронском полуострове, Челекене и в Дагестане. Туда, где были хоть малейшие признаки выходов нефти, "Товарищество" командировало своих геологов для исследования. В это время начались работы по освоению перспективных земель в районе Берикея и Мамедкалы. "Товарищество братьев Нобель" за бесценок купило у разорившегося Козляковского незаконченную скважину и начало быстро ее углублять. После углубления всего на несколько метров скважина достигла нефтеносного горизонта, и с глубины 190 метров забил крупный фонтан нефти".
"Товарищество" быстро расширяло свои владения в Берикее, была построена электростанция, паровые двигатели на буровых заменили электрическими. От промысла до станции железной дороги был проложен нефтепровод и рельсовый путь конки. На промыслах велась осушка заболоченных мест под новые площадки для бурения. Был поднят вопрос об отводе товариществу береговой линии для постройки пристани, для подхода наливных шхун. Был проложен полукилометровый подводный нефтепровод в открытое море для приема перекачиваемой с берега нефти.
Нефть была получена из многих скважин. Однако большинство из них вскрыло водоносные горизонты, и их пришлось ликвидировать. Впоследствии с хищнической эксплуатацией Берикейское месторождение перестало существовать. Такая же судьба постигла и Каякентское месторождение.
С целью владеть нефтеносными землями в Кайтагско — Табасаранской области Дагестана и эксплуатировать территории Российской империи в Лондоне была основана Англо-Русская нефтяная компания.
Хотя вначале у компании наблюдались некоторые успехи, вот только фонтан, забивший в Каякенте, был их первым и последним фонтаном, потому что все скважины закладывались вслепую, вблизи естественных источников, без учета особенностей геологического строения района.
Нефть в Дагестане была, но она таилась на больших глубинах.
Ключ к подземным богатствам лежал в научнообоснованных геологических исследованиях.
Правительство России мало придавало значение этой отдаленной горной окраине. Научные учреждения старались обходить стороной не совсем изведанную страну, хотя находились и истинные патриоты русской науки. Они год за годом упорно и терпеливо прокладывали тропинки по "белому пятну" на карте.
В 1901 году в Дагестан приехали молодые горные инженеры К.П. Калицкий и Д.В. Голубятников с множеством вопросов, на которые им предстояло ответить. Они должны были разрешить многие сомнения и внести новое в геологическую науку.
В 1923 году в Москву в Главное Горное Управление пришло письмо из Дагестана. Совет Народного хозяйства республики просил прислать специалиста, который мог бы разведать газовое месторождение "Дагестанские огни", чтобы снабдить топливом восстанавливаемый стеклозавод. С этой целью в Дагестан приехал Владимир Голубятников.
В десяти километрах к северу от Дербента стоит заросший колючими травами курган "Ясти-тепе". Курган воздвигнут руками человека, предание гласит, будто здесь в давние времена стояли храмы огнепоклонников, последователей религии Заратустры. Многие сотни лет тому назад у "Ясти-тепе" горело бледное бездымное пламя. Языки огня стояли над голой высушенной землей. Паломники из разных стран приходили к кургану, чтобы поклониться "вечному огню". Временами огни ослабевали, угасали на десятки лет. После прошедшего землетрясения в начале ХХ века языки пла-мени у "Ясти-тепе" внезапно выросли, особенно по ночам они были очень яркими. Из глубин земли с гулом вырывались потоки горючего газа. Если когда-то население боялось и поклонялось огню, то со временем люди стали использовать его для своих нужд. Не могли обойти своим вниманием дармовое топливо и предприниматели. В 1916 году братья Малышевы начали строить стекольный завод.
В 1924 году в "Дагестанских огнях", на основании исследований геолога и в местах, указанных им, началось мелкое разведочное бурение, на глубину не больше шестидесяти метров. Скважины не доходили до газоносных пластов. Зато они вскрывали многочисленные трещины в майкопских глинах, по которым и поднимался газ из глубин.
Первые же скважины свидетельствовали о большой перспективности месторождения. Одна только скважина давала газа в два раза больше, чем весь "газовый двор" братьев Малышевых.
У кургана "Ясти-тепе" началось строительство мощного стекольного завода.
В начале 20-х годов ХIХ столетия было проложено начало многолетней и плодотворной работе Владимира Дмитриевича Голубятникова в Дагестане. В 1928 году в "Дагестанских огнях" на точке, указанной Голубятниковым, была пробурена скважина. С глубины 170 метров она дала первый газовый фонтан.
В ноябре 1930 года в Дербенте состоялась конференция геологов- нефтяников, работавших в Дагестане. Выступая с докладом, Брод настаивал на немедленном бурении на нефть в Избербаше.
В 1931 году в Москве на Всесоюзном съезде геологов — нефтяников после бурных прений академик Губкин, подводя итоги, заключил:
— Избербаш является обещающим месторождением.
Особо важное значение в развитии нефтяной промышленности Кавказа и в частности Дагестана имеют Первая и Вторая конференции геологов-нефтяников, работающих на Северном Кавказе. Обе конференции были созваны в
г. Грозном в 1931 и в 1932 годах.
Инициатором созыва и руководителем обеих конференций был И. М. Губкин, роль которого в развитии нефтяной промышленности Северного Кавказа, и в частности Дагестана, огромна.
В 30 — е годы прошлого столетия велась обширная геологоразведочная работа в поисках и разведке новых перспективных площадей.
Активная деятельность дагестанских геологов была замечена наркомом тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. 20 сентября 1933 года он издал приказ, в котором предложил им не распылять силы, а сосредоточить разведочные работы на наиболее перспективных площадях – в Избербаше и Ачи-Су.
В 1934 году в Избербаше и Ачи-Су были созданы механические мастерские, проложены электролиния, водопровод, построено шесть двухэтажных домов для рабочих. Это позволяло обеспечить работу 15 буровых бригад.
В результате упорного труда в 1936 году удар мощного фонтана нефти оповестил о наличии крупного запаса "черного золота" в недрах Дагестана.
Скважина №8, пробуренная мастером Карамовым в Избербаше, дала 600 — тонный фонтан нефти с глубины 1500 метров.
Фонтан ударил в 6 часов утра 12 апреля 1936 года.
Это была победа.
Это был день рождения дагестанской нефти!
По истечении 73 лет с начала добычи нефти в Дагестане с уверенностью можно сказать, что благодаря труду многих поколений нефтяников, геологов, вспомогательного персонала и всех звеньев руководства нефтегазовая отрасль была и остается основой экономики Дагестана.
Неоценим вклад "Дагнефти" в развитие нефтяной и газовой промышленности республики и страны. Высокий профессионализм, огромный опыт позволили нефтяникам Дагестана внести немало новаторских идей и предложений, которые впоследствии имели большой экономический эффект и широкое применение в нефтегазовой отрасли страны.
Успехи нефтяников республики отображались и на карте Дагестана, где появились новые поселки и города. Благодаря нефтяникам расширялась и социальная инфраструктура горного края. Нефтяная промышленность Дагестана дала большой толчок развитию уже существовавших и становлению новых отраслей промышленности в республике. На базе производственных объектов "Дагнефти" строились заводы, фабрики и другие объекты производственного и ремонтного назначения.
За последние два десятилетия работникам нефтяной и газовой промышленности Дагестана пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Особенно тяжело пришлось нефтяникам в 90-е годы прошлого столетия в условиях экономической блокады Дагестана. Так как в республике не было своей нефтеперерабатывающей промышленности и не было возможности вывозить нефть за пределы республики, пришлось на время законсервировать действующие нефтяные скважины. В тот период многие заводы, фабрики и даже целые отрасли промышленности Дагестана свертывали свою деятельность. К счастью, нефтяникам удалось выйти из кризисной ситуации благодаря титаническим усилиям руководства "Дагнефти" в лице генерального директора Гаджи Махачева, его соратников, выдержке всего коллектива и их стремлению сохранить бюджетообразующую отрасль экономики республики. Они протянули руку помощи и многим дагестанцам, оставшимся без работы.
ОАО "НК "Роснефть" — Дагнефть" с привлечением зарубежных инвестиций построило и ввело в действие три новых завода. С 1997 года в республике действует единственный в России и в СНГ завод по производству стеклопластиковых труб. В 1998 году вступил в строй завод по осушке газа. В городе Махачкала функционирует новый нефтеперерабатывающий завод. Строительство этих заводов позволило открыть новые рабочие места для дагестанцев и получить дополнительные поступления в бюджеты всех уровней.
Сегодня правопреемники "Дагнефти" ОАО "НК "Роснефть"- Дагнефть" и ОАО "Дагнефтегаз" являются одними из основных предприятий топливно-энергетического комплекса республики и крупными налогоплательщиками Дагестана. Хотя нефтяников Дагестана не обошел стороной и разразившийся в прошлом году мировой финансовый кризис.
Несмотря на все сложности сегодняшнего дня, связанные с возросшей налоговой нагрузкой, падением рыночной цены на нефть, у генерального директора ОАО "НК "Роснефть"
— Дагнефть" Абдулхалика Гиндиева очень оптимистичные взгляды на перспективу развития нефтегазовой отрасли Дагестана как на суше, так и на шельфе Каспийского моря. За годы существования нефтяной промышленности Дагестана нефтяники не раз оказывались в ситуации, когда необходимо набраться терпения, чтобы преодолеть трудности и идти вперед к новым свершениям. Руководство ОАО "НК " Роснефть" — Дагнефть" прикладывает большие усилия, направленные на сохранение и дальнейшее развитие нефтяной промышленности Дагестана. С этой целью ведутся геолого-разведочные работы, открываются новые залежи, идет бурение поисковых и эксплуатационных скважин. В настоящее время в фонде подготовленных к разведке имеются две структуры с высокими перспективами на нефтегазоносность. Большое внимание уделяется в Обществе подготовке специалистов для работы в нефтяной промышленности, повышению квалификации персонала и решению социальных вопросов нефтяников.
Высокий профессионализм нефтяников и преданность делу будут и в дальнейшем способствовать успешному развитию отрасли!
Статьи из «Экономика»
Обеспечение лидерства

Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело
