«Бомбилам» тут не место
Бытует шутка, что в Дагестане таксистов больше, чем пассажиров. Действительно, частный извоз у нас очень популярен. Здесь не нужно специальной подготовки. Умеешь крутить баранку – тебя примут в любой фирме. Главное, чтобы суточный план сдавал вовремя. А можно и вовсе без фирмы. Закинул за переднее лобовое стекло желтую бутылку и таксуй на здоровье.
Сегодня, по данным Минтранса РД, выдано 1920 разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Между тем, по самым скромным подсчетам, в этой сфере трудятся не менее 20 тысяч человек.
Но с недавнего времени трудовая деятельность «бомбил» (так называют тех, кто занимается частным извозом не совсем легально) должна значительно усложниться. С 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», значительно ужесточающий требования как к водителям такси, так и к организациям. Нововведения, по словам авторов закона, направлены на повышение безопасности пассажиров.
Между тем мнения специалистов по поводу нового закона разделились. Одни его поддерживают. Другие высказывают опасения, что новые требования ударят по малому и среднему бизнесу.
Пожалуй, основное новшество – это создание единой федеральной государственной информационной системы (ФГИС) легкового такси, в которую войдут три реестра. В первом будет содержаться информация о службах заказа такси, во втором – данные об автомобилях и их собственниках, в третьем – сведения о компаниях и лицах, получивших разрешение на работу в такси.
И это не просто сбор актуальной информации, а условие, без выполнения которого субъект бизнеса не сможет выполнять работу. Дело в том, что заказы будут приходить при условии проверки перевозчика, водителя и автомобиля по всем реестрам.
Между тем с этим пунктом закона с самого начала возникли технические сложности.
«Не все данные, которые мы вносим в информационную систему, отражаются в ней. Видимо, компьютерная программа, которая обслуживает систему, пока не справляется с переработкой огромного массива информации. На мой взгляд, это связано с тем, что разработчики практически не дали времени на адаптацию системы к практическим условиям. Обычно, когда применяется нововведение, связанное с техническими требованиями, запускается пилотный проект в одном или нескольких регионах, где проект проходит обкатку. В этот раз решили запустить систему с нуля, одним охватом. Надеемся, что это временные технические сложности, которые будут оперативно устранены», – сказал нашей газете Магомед Максудов, заместитель начальника Управления транспорта – начальник отдела автомобильного транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД. Именно на это ведомство возложены надзирающие функции в этой сфере.
Дополнительные требования появились и к водителям. У них не должно быть судимости за ряд тяжких преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой и др.), не должно быть медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, трех и более неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, а также повторного лишения прав. Водители смогут работать только в пределах того региона, где получили разрешение на перевозки.
Для водителей есть в законе и послабления. Отныне граждане смогут стать водителями такси в качестве самозанятых без создания ИП, заключив договор со службой заказа.
«Это действительно принципиальное нововведение. Впервые в сфере таксоперевозок появилось понятие самозанятые. Но вместе с тем я предвижу для них немалые трудности. Согласно закону, перед каждым рейсом им придется проходить медосмотр и техосмотр. Между тем не везде есть необходимая инфраструктура.
Возникнут сложности и с получением справок о несудимости. По нашей практике знаю, что их надо ждать довольно долго, месяцами.
Нам говорят, что таксисты могут проходить медосмотр удаленно с помощью специальных терминалов, но пока таких аппаратов не хватает», – прокомментировал этот пункт закона Магомед Максудов.
Между тем, как мы знаем, в Дагестане много отдаленных труднодоступных районов, где единственная возможность добраться куда-либо, особенно в случае форс-мажора, например до больницы – это такси, но работают там именно частники, которые по новым правилам работать, скорее всего, не станут. Это может вызвать всплеск незаконных перевозок, что не только не повысит безопасность для пассажиров, но, наоборот, может привести к значительному ее снижению.
Но, пожалуй, главной трудностью для перевозчиков называют требование приобретать специальный полис ОСАГО. Страховка по ОСАГО для такси во много раз дороже обычной страховки такого же типа для физлица. Но в Дагестане даже такую страховку получить проблематично. Страховые компании отказываются заключать с таксистами договоры ОСАГО.
«Такая ситуация наблюдается последние пять лет. Когда страховщики узнают по своей базе данных, что машина занята в сфере частного извоза, следует отказ. Честно говоря, до принятия нового закона это мало отражалось на нашей работе. Но с 1 сентября для получения лицензии обязательно необходима страховка. Многие водители, у которых срок действия предыдущей лицензии истек, не могут ее возобновить», – поделился с нашей газетой своим мнением Артур Алиев, директор фирмы «Столица-А».
У него есть также претензии к надзирающим органам, которые, по его мнению, не провели необходимой подготовительной работы перед вступлением закона в силу.
«Закон был принят в декабре прошлого года, а вступил в силу в сентябре 2023. Министерство транспорта могло бы за это время провести хотя бы одно совещание с участием перевозчиков, разъяснить положения закона. Мы вынуждены были сами разбираться во всех требованиях», – говорит он, но в целом положительно оценивает нововведения.
«Возможно, это позволит навести порядок в нашей сфере. Сегодня многие таксисты работают без лицензии, не соблюдая необходимых требований. Если будут соблюдаться требования единого реестра, это приведет к усилению дисциплины. Но здесь ключевое слово «если». Прежний Федеральный закон о такси от 2011 года также содержал ряд жестких требований, но это не мешало нелегалам активно работать в этой сфере. Здесь дело за надзирающими и контролирующими органами – Минтрансом и ГИБДД, насколько качественно они будут выполнять свои функции».
Еще один немаловажный вопрос: отразится ли принятие нового закона на стоимости тарифа для такси? Большинство сходится на том, что это неизбежно. На это повлияют два фактора. Во-первых, повышение стоимости страховки, во-вторых, сокращение числа занятых в этой сфере в связи с тем, что не все могут соответствовать новым требованиям. Но, на их взгляд, это компенсируется повышением общего уровня безопасности и ответственности предпринимателей перед законом и пассажирами.