X
11:32 18.11.2022

Деньги любят счёт

Шагабутдин АМИРХАНОВ, начальник административно-финансового отдела УФК по РД, Айна ШАХБАНОВА, главный казначей отдела доходов УФК по РД
87

История казначейства

Зарождение казначейской службы произошло ещё во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Всё это привело к появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казённых дворов. В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счётная, или Казначейская, контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» от
7 ноября 1775 года, Губернская казённая палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Она выполняла функции фискальные, распорядительные, отчётные и контрольные. В дальнейшем за Казённой палатой остались в основном только финансовые функции и наблюдение за своевременным поступлением доходов в бюджет и расходованием средств в пределах предусмотренных для губернии ассигнований. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности.

Следующим этапом стали реформы АлександраI. В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создаётся Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года «Особенным учреждением: Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролем. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России.

С 1821 года в Российской империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен чёткий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных – губернских и уездных казначейств. Во второй половине XIX века, в период великих реформ 1960–1970-х годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. На Министерство финансов были возложены обязанности «по заведованию торговлей и промышленностью». Министерству финансов были поручены также «дела государственного кредита, все государственные займы и ссуды, как внутренние, так и внешние, все кредитные учреждения». На практике государственный бюджет утверждался царём в секретном порядке и не публиковался вплоть до финансовой реформы 1862 года.

За 100 с лишним лет – с момента образования ­Министерства финансов в 1802 году и до февраля 1917 года – в России сменилось 17 министров, многие из которых внесли большой вклад в развитие финансовой системы России.

Самым тяжёлым образом на экономике страны, на функционировании финансовой системы отразилось участие России в Первой мировой войне. Вступление России в Первую мировую войну 1 августа 1914 года нарушило финансовое равновесие.

Коррективы истории

Революция 1917 года внесла свои коррективы в финансовую систему страны. Было образовано Временное правительство. Руководство Департамента Государственного казначейства вынужденно подало в отставку, но государственная служба казначеев этим не завершилась. С весны и до осени 1918 года они руководили эвакуацией Департамента Государственного казначейства из Петрограда в Москву. В 1920 году казначейства как исполнительные органы финансового управления окончательно прекратили своё существование как в центре, так и на местах. В советское время в составе Наркомата (а позднее Министерства) финансов СССР действовали Контрольно-ревизионное управление, Бюджетное управление и ряд других подразделений, частично исполнявших функции упразднённого казначейства. Кассовые и отчасти контрольные полномочия казначейства выполнял Госбанк СССР.

В начале 1990-х годов государственные финансы вступили в новую эпоху институциональных трансформаций. Современная Россия возникла как федеративное государство с обновлённой бюджетной системой. Начал функционировать Центральный банк Российской Федерации, а Государственный банк СССР, на базе которого он был создан, прекратил существование. Центральный банк Российской Федерации являлся независимым государственным финансовым институтом, приоритеты которого (наряду с исполнением функции денежной эмиссии) в то время состояли в создании двухуровневой банковской системы, организации расчётов и денежного обращения в стране.

Вопросы исполнения бюджетов в соответствии с формирующимся законодательством перестали быть функциональной обязанностью Банка России. На законодательном уровне также ему было запрещено осуществлять кредитование расходов бюджетной системы и компенсацию кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов. В результате Банк России взял курс на передачу счетов по учёту бюджетных средств из своих учреждений в кредитные организации, и вся деятельность по обеспечению банковского исполнения государственного бюджета претерпела значительные сущностные изменения. В этих условиях необходимость срочного решения вопроса о способе организации исполнения бюджетов встала очень остро.

Ситуация усугублялась массовыми банкротствами кредитных организаций и повсеместным переходом на неденежные формы расчётов с бюджетами (налоговые освобождения, взаимозачёты и т. п.). В этой обстановке, грозящей полным коллапсом процесса исполнения бюджетов, первый Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин 8 декабря 1992 года подписал указ № 1556 «О Федеральном казначействе», который возрождал в России казначейское исполнение бюджета. Данный указ, имевший в целом рамочный характер, получил предметную детализацию в результате принятия постановления Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 «О Федеральном казначействе Российской Федерации». За первые 5 лет работы Федерального казначейства была организована сеть территориальных органов, разработаны первоначальные нормативные документы и принципы взаимодействия с другими участниками бюджетного процесса – налоговой службой, таможней, финансовыми органами субъектов РФ. Указом Президента России от 12 мая 1997 года № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» и постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 года № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» казначейская служба получила новый серьёзный функционал. Минфин России и Государственная налоговая служба обязывались к 1 января 1998 года передать счета по учёту доходов в управление территориальных органов Федерального казначейства для рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета и создания необходимых предпосылок для внедрения принципа единого счёта Федерального казначейства. Этап «немонетизированного» финансирования бюджетов был завершён.

Даёшь бюджетный кодекс!

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации: закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации; обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год; определил, что объём принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счёт средств бюджета, должен соответствовать объёму доведённых до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств; установил ответственность главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств. В течение 2000–2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов Федерального казначейства, включающей 89 управлений Федерального казначейства и 2254 отделения Федерального казначейства.

В 2002 году практически был завершён процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы Федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов Федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учёту внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

Новым этапом в развитии системы органов Федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчёта об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи: проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета; осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса; распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней; осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; своевременное и качественное составление отчётности об исполнении федерального бюджета. Сейчас Казначейство России совместно с Минфином России реализует безусловное соблюдение ряда ключевых принципов бюджетного процесса (в том числе вышеуказанного) через разрабатываемые подсистемы Государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет».

Казначейство России также является оператором важнейших государственных информационных систем: в сфере государственных и муниципальных закупок, в части осуществления платежей в пользу государственного сектора экономики, в вопросах обеспечения открытости данных бюджетного процесса и т. д.

В 2016 году был успешно осуществлён процесс передачи Казначейству России функций упразднённой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результатом этого явилось наделение Федерального казначейства всеми полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере.

Механизмы осуществления контроля органами Федерального казначейства РФ, сформированные на сегодняшний день, постоянно изменяются и совершенствуются, апробируются на практике при проведении контрольных мероприятий.

Учёт и отчётность

Ещё одним из важных этапов развития казначейской системы является передача Федеральному казначейству полномочий по ведению бюджетного учёта и формированию отчётности, начислению и выплате заработной платы сотрудникам отдельных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казённых учреждений). Передача осуществляется на основании решения Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1890. Одной из целей централизации бюджетного учёта является повышение достоверности отчётности, формируемой на основании данных бюджетного учёта, иными словами, повышение качества бюджетного учёта и отчётности о государственных финансах.

Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан функционирует с 1996 года, осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджета Республики Дагестан и 762 бюджетов муниципальных образований. Сегодня Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее Управление), являясь инструментом управления общественными финансами всех уровней бюджетов республики, отвечает самым современным требованиям, предъявляемым как к важнейшему звену финансово-экономической вертикали. В Управлении открыто 10 211 лицевых счетов, в том числе в рамках казначейского сопровождения 176 лицевых счетов.

С 3 ноября 1997 года в Управление были переведены на обслуживание из Отделения Национального банка Республики Дагестан ЦБ Российской Федерации лицевые счета бюджетополучателей. Управление с 25 октября 1999 года одним из первых перешло на кассовое обслуживание исполнения Республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований. Это играло важную роль в развитии и становлении Республики Дагестан, которая по своему географическому, да и геополитическому расположению является стратегическим форпостом России на южных рубежах. Занимая площадь в более 50,2 тысячи квадратных километров с населением свыше 3 млн человек, Дагестан является самой крупной из северокавказских республик.

Становление казначейской системы в республике проходило в непростых условиях. Сложность казначейской работы заключалась в труднодоступности горных районов, тяжёлых природно-климатических условиях, отсутствии электронного документооборота, военных действиях на Северном Кавказе и т. д.

Штат Управления начал формироваться в 1995–1996 годах. Вся система, её задачи и функции, техника и программные продукты были новыми для каждого сотрудника. Задачи постоянно усложнялись, их необходимо было выполнять на высоком профессиональном уровне, обучая одновременно всему новому и клиентов.

Цифровые технологии выходят на первый план при осуществлении государственных и бизнес-процессов. Повсеместное внедрение цифровых технологий создаёт предпосылки для формирования качественно нового подхода к осуществлению государственного финансового контроля, направленного на беспрерывный анализ данных об объектах контроля с помощью государственных информационных систем. Кроме этого, внедрение цифровых технологий в сферу государственного управления должно повысить его качество, включая качество государственных услуг и качество управления реализацией национальных проектов для обеспечения устойчивого экономического роста.

В Управлении имеются все возможности для осуществления непрерывного контроля и регулярного мониторинга выявления бюджетных нарушений, своевременного определения возможных рисков совершения нарушений и оперативного реагирования.

В этом году Казначейство России отмечает своё 30-летие со дня образования. Это знаменательная дата, позади три десятка насыщенных, плодотворных лет. За эти годы Управлением пройден сложный путь по становлению и развитию казначейской системы. Сегодня Управление в лице Федерального казначейства России это современный, динамично развивающийся орган государственной власти с высоким уровнем внедрения передовых технологий и автоматизации процессов, играющий сейчас одну из ключевых ролей в системе управления государственными финансами и обеспечении социально-экономической стабильности государства.

Уважаемые коллеги! Искренне поздравляем вас с профессиональным праздником, желаем вам и вашим родным крепкого здоровья, счастья, благополучия и неиссякаемой энергии. С Днём Казначейства России!

Похожие

Статьи из «Экономика»

Есть повод задуматься

8
В конце прошлого уже года под руководством заместителя Председателя Правительства России...

При взаимодействии с властью

13
Под занавес уходящего года принято подводить итоги и...

Шаг за шагом укреплять экономику

16
Совсем скоро 2024-й канет в Лету. Каким он был в стране,...

Наши достижения и вызовы

7
Уходящий год стал одним из самых сложных периодов для экономики нашей республики за...

Ключевые результаты

5
Министерство имущественных и земельных отношений РД, подведя итоги 2024 года, отметило значительные достижения в различных направлениях. Об этом говорили на...

Труд должен быть безопасным

157
Деятельность Государственной инспекции труда в Республике Дагестан охватывает множество...

Квадратный метр: вниз или вверх

11
Сфера жилищного строительства, пожалуй, ключевая в...

Плодородный Дагестан

50
Последние годы характеризуются уверенным ростом фруктово-ягодного потенциала Дагестана,...

Проверяй, но доверяй

22
Предприниматели республики получили возможность встретиться лицом к лицу с...

Исламский банкинг на подъёме

41
Исламский банкинг стал важной частью финансового ландшафта многих стран Ближнего Востока и...

Самострой продолжается…

22
В материале «Мораторий на апартаменты, или К чему нам дома без коммуналки?» мы писали о...