Долги на пиках потребления
Потребление электроэнергии в Дагестане из-за установившейся в последние недели жаркой погоды бьёт рекорд за рекордом. По данным АО «СО ЕЭС», на середину июля в Дагестанской энергосистеме зафиксирован новый летний максимальный уровень потребления электрической мощности, который составил 1055 МВт. Дагестанцы вынуждены включать вентиляцию и кондиционеры для охлаждения своих помещений. Отсюда и участившиеся аварии в сетях.
Не стоит также забывать о цене возросшего потребления электроэнергии, которая дорожает. Так, с июля плата за электроэнергию выросла на 4,9 %, а стоимость газа на 6,8 %. Изменения коснулись и тарифов на теплоснабжение и водоотведение – в среднем рост составит порядка 5 %, а на водоснабжение и вовсе 8 %. Тем не менее не стоит драматизировать, цены на услуги ЖКХ для населения республики одни из самых низких в стране. Тарифы у нас поэтапно идут к экономически обоснованным, что на фоне активной модернизации энергосетевого хозяйства Дагестана выглядит вполне логично.
Как заявляют дагестанские энергетики, уже идет подготовка сетей к будущей зиме. В Дагестане заменено более 53 километров ветхого провода на более надежный и безопасный самонесущий изолированный (СИП), а ещё около 800 дефектных опор, проведён ремонт 613 трансформаторных подстанций.
В планах у энергетиков было завершить работы в первом полугодии по замене 60 километров ветхого провода, более 7 тысяч изоляторов и расчистить порядка 73 га трассы линий электропередачи от растительности. Эту непростую задачу ныне усложняют жара и пики потребления электроэнергии, приводящие к авариям в сетях и выходу из строя оборудования.
Не без проблем и ситуация с платежами за потребленные ресурсы. За 5 месяцев текущего года дагестанцы уплатили за электроэнергию порядка 4 млрд рублей. Судя по данным компании «Россети Северный Кавказ», по сравнению с пятью месяцами 2021 года рост сборов платежей составил 734 млн рублей, или 0,6 %. Только в мае 2022 года уровень платежей превысил 80 %.
И всё же долгов еще много. На начало 2022 года долги за электроэнергию в республике составили 15,5 млрд рублей. Только за 2021 год они выросли на 2,3 млрд рублей. Значительная доля задолженности приходится на предприятия жилищно-коммунального хозяйства – 3,2 млрд руб. У населения долги составляют 7,3 млрд рублей, а уровень платежей варьируется на отметке в 80 %.
На начало 2022 года долги за электроэнергию в республике составили 15,5 млрд рублей. Только за 2021 год они выросли на 2,3 млрд рублей. Значительная доля задолженности приходится на предприятия жилищно-коммунального хозяйства – 3,2 млрд рублей
ПАО «Россети Северный Кавказ» считает, что установка интеллектуальных приборов учета отчасти эту проблему минимизирует. Всего в рамках реализации программы компании по снижению потерь с осени 2020 года в республике установлено 12 147 «умных» счетчиков. Умные приборы учета, считают в компании, позволяют контролировать текущее потребление, анализировать и снижать расходы на оплату электроэнергии, система также исключает возможность стороннего несанкционированного вмешательства в ее работу.
Однако население не самый злостный неплательщик долгов за электроэнергию. В настоящем ряд дагестанских компаний ЖКХ находятся в сложной экономической ситуации, тариф все еще не экономически обоснованный, потому им будут возмещать выпадающие доходы. Наша республика в этом году получит на обновление инфраструктуры ЖКХ 756 млн рублей, а всего в течение трёх лет – 5 млрд рублей.
Как сообщает Министерство строительства и архитектуры РД, «на Северном Кавказе текущий уровень тарифов на коммунальные услуги приводит к возникновению дефицита тарифной выручки ресурсоснабжающих предприятий. Указанные средства позволят этот дефицит покрыть». То есть будут компенсированы выпадающие доходы предприятий, которым будут установлены тарифы на оказание услуг ЖКУ.
Недавно Государственная жилищная инспекция по РД заявляла, что в республике наконец заработала ГИС ЖКХ. Информационный портал призван сделать сферу ЖКХ проще, целостнее, удобнее и прозрачнее. Каждый пользователь может в личном кабинете получать начисления, оплачивать жилищно-коммунальные услуги и прочее. Загляните, оплатите! Это удобно.
Однако, время не стоит на месте. Платежи за коммуналку в стране хотят сделать еще более понятными. ФАС России предлагает размещать на порталах необходимую плательщикам информацию о доступных способах оплаты, наличии или отсутствии комиссии. Информация о платежах должна публиковаться на отдельной интернет-странице, а также в личных кабинетах граждан на сайтах и на порталах. ФАС уверена, что такие нововведения сделают приём платежей доступным и и понятным для потребителей, а главное – позволит сервисам оплаты функционировать на основе принципов открытости.