Долги – «воздушные», платежи – реальные
Организации, занимающиеся сбором коммунальных платежей, пытаются уверить, что население всячески старается уйти от оплаты за поставленные услуги, из-за этого, мол, возникают долги перед поставщиками.
Но, чтобы понять, что люди в целом – добросовестные налогоплательщики, достаточно посетить операционные залы тех самых организаций. Они порой напоминают гудящий улей: люди толпятся, спеша заплатить за свет, воду, газ и так далее. Такую картину можно наблюдать практически каждый день, с утра и до вечера.
Но, несмотря на это, ответственные граждане заявляют о мифических долгах. Часто абоненты получают извещения о долгах за коммунальные услуги, причем предъявляемые суммы весьма внушительны. Вот и приходится потом, оставив все дела, тратить время, силы и нервы на доказательство своей честности.
К примеру, житель Махачкалы Адалов получил уведомление от дагестанского филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» о задолженности за потребленный газ в размере более 116 тысяч рублей. Эта цифра образовалась, по данным организации, за 2016 год.
Для сварщика, сами понимаете, эта сумма астрономическая. А самое главное, Адалов не видел за собой вины и обратился в суд за защитой своих прав. В ходе разбирательства представитель истца скорректировал свои требования и озвучил новую сумму долга в размере… 7,5 тысячи рублей. Хоть меньше, но иметь с человека непременно надо!
Житель Хасавюрта Ацаев оказался крупным должником перед коммунальщиками после приобретения дома. Так же последовало обращение в суд. Как выяснилось, на его лицевой счет была перекинута задолженность предыдущего владельца. Вдобавок к этому на него начислили плату без учета показаний счетчика, то есть исходя из норматива, хотя сразу по приобретении дома новый собственник установил и зарегистрировал счетчик.
Тенденцию перекладывать собственные недоимки на рядовых потребителей отметили и в Верховном суде РД. На одном из совещаний по итогам работы судей общей юрисдикции было отмечено:
«Как правило, граждане, исправно платящие за коммунальные услуги, страдают из-за споров между управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Нередко доходит до того, что представители указанных организаций, особенно газоснабжающих, манипулируют неизвестно откуда распечатанными сведениями о задолженности граждан, причем на суммы от 100 тыс. рублей и выше, тогда как у людей на руках имеются квитанции о систематической и своевременной оплате услуг».
Не верить столь авторитетному органу у нас нет оснований.
Основная задача по защите законных прав граждан в их взаимоотношениях с поставщиками коммунальных услуг возложена на Госжилинспекцию. Мы обратились туда за информацией, как проводится эта работа.
Как нам ответили в ГЖИ РД, в прошлом году поступило 89 обращений от граждан за неправильно начисленные платежи. По выданным предписаниям Госжилинспекции поставщиками услуг произведен перерасчет на сумму более 8 миллионов рублей.
На самом деле, как полагают в инспекции, пострадавших гораздо больше. Но не все граждане обращаются за законной защитой своих прав, предпочитая «решить вопрос на месте» с контролерами. Кто-то, если долг кажется ему небольшим, оплачивает счет, не желая вступать в долгие и утомительные разбирательства.
Как считают в Госжилинспекции, можно говорить о гражданской пассивности и отсутствии контроля со стороны собственников жилья за деятельностью ресурсоснабжающих организаций. «Очень редко составляются акты об отсутствии коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Впоследствии такое отношение также влияет на сбор платежей граждан», – говорит помощник начальника ГЖИ Асият Саидова.
А как объясняют возникновение «воздушных» долгов в самих организациях, которые занимаются сбором коммунальных платежей? По их мнению, такие коллизии возникают зачастую из-за нерадивости абонентов. «К сожалению, наши люди вовремя не рассчитываются за потребляемые услуги. Из-за этого абонентские службы вынуждены при расчетах опираться не на показания счетчиков, а на нормативы потребления», – сказали нам в ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск».
Впрочем, как обещают, скоро все неурядицы останутся в прошлом. Это произойдет после того, как в полном объеме заработает единая система ГИС ЖКХ. Как говорят разработчики системы, «на ее сайте в открытом доступе будет содержаться вся информация о платежах потребителя, предоставлении услуг. Будет также доступна единая форма платежного документа со всеми коммунальными услугами, в том числе за техобслуживание и капремонт в одной квитанции». Такой подход перекроет возможность манипулировать платежами.
ГИС ЖКХ уже внедрен во многих регионах. В Дагестане пока внедрение его идет с перебоями. По словам председателя Комитета Народного Собрания РД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Мурата Мамаева, это связано с тем, что в базе данных абонентов сегодня наблюдается путаница. «Муниципальные образования не предоставляют точные адреса своих абонентов в систему ГИС. Это касается прежде всего частного сектора. На сегодняшний день в систему внесены данные не более чем трети частного жилищного сектора. Кроме этого, есть такая проблема, как неучтенный жилищный фонд, который образуется за счет пристроек. Поэтому муниципалитетам необходимо провести полную инвентаризацию жилищного фонда», – считает Мамаев.
P.S. С недавнего времени у граждан есть возможность не только пересчитать завышенный платеж, но и заставить управляющую компанию заплатить штраф за это нарушение. С этого года вступили в силу положения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД», регулирующие ответственность исполнителя коммунальных услуг за необоснованное увеличение размера платы за потребляемую услугу. В случае, если установлено, что исполнитель необоснованно увеличил размер платы за потребляемую услугу, потребитель имеет право на получение 50% от необоснованно начисленной суммы.
Если у вас появились сомнения, почему при одинаковом потреблении воды, тепловой или электроэнергии суммы в квитанции о платежах вдруг начали резко расти, в то время как тарифы не повышались, потребуйте у исполнителя коммунальной услуги провести сверку расчетов. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, там обязаны это сделать. Если вы увидели расхождения не в вашу пользу, надо написать заявление с требованием сделать перерасчет и выплатить штраф. Его должны заплатить в течение двух месяцев, отразив в платежке отдельной строкой. Такой порядок устанавливает постановление Правительства РФ №354 в редакции от 26 декабря 2016 года. При неисполнении жалуйтесь в Госжилинспекцию.
Хорошо бы еще эти правила распечатать в виде плакатов и повесить в пунктах оплаты коммунальных услуг для широкого доступа абонентов к ним.