Дорога к сотрудничеству
Регионы-соседи, осуществляющие двустороннее сотрудничество в областях промышленности, транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, торговли и науки, способствуют развитию экономических отношений внутри страны, разработке и реализации совместных проектов, в том числе инвестиционных. Осуществлять совместную деятельность по реализации программ развития куда легче, когда есть не только «дорожная карта» проектов, но и дорога в прямом понимании значения этого слова – дорога к сотрудничеству.
Автомобильная трасса Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала входит в перечень основных автодорожных коридоров Российской Федерации и состав транспортного коридора Север-Юг, а также является частью международного транспортного маршрута Е-119. Общая протяженность дороги составляет 550 км, при этом только на территории Калмыкии трасса Р-215 не имеет асфальтобетонного покрытия. По статистическим данным, в структуре грузо- и пассажироперевозок в данном районе около 90% приходится на долю автомобильного транспорта.
В Калмыкии подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» ввело в эксплуатацию новый участок федеральной трассы Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала. Таким образом, дорожники завершили первый этап одного из самых масштабных и важных проектов реконструкции последних лет – ликвидации грунтового разрыва в Черноземельском и Лаганском районах республики.
В ходе реализации проекта дорожные строители проложили свыше 58 км современной трассы с асфальтобетонным покрытием между населенными пунктами Артезиан и Улан-Хол. На этом отрезке подрядная организация построила двухполосную автодорогу в соответствии с параметрами III технической категории. При устройстве дорожной «одежды» использованы геосинтетические материалы, устроен водоотвод с проезжей части и скотопрогон под полотном дороги. Верхний слой покрытия выполнили из прочной и долговечной щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, укрепили обочины и откосы объемной георешеткой, которая защитит земляное полотно от эрозии и деформации в ходе эксплуатации и придаст требуемую устойчивость. Сейчас на участке завершено комплексное обустройство с нанесением горизонтальной дорожной разметки термопластиком и установкой необходимых дорожных знаков.
– В ходе работ второй и третьей очереди на трассе Р-215, которые продолжатся до 2020 года, федеральные дорожники планируют реконструировать около 12 км существующей автодороги регионального значения Улан-Хол – Лагань с доведением ее до параметров II технической категории, – рассказала «ДП» руководитель пресс-службы ФКУ Упрдор «Каспий» Елена Бабайцева. – Кроме того, на примыкании и съезде с региональной трассы планируется возведение двух путепроводов протяженностью 60 и 50 м соответственно в составе транспортной развязки типа «труба». На время строительства движение будет осуществляться в объезд по временной дороге, к устройству которой уже приступили. Затем на завершающем, третьем, этапе, проложив по новому направлению более 20 км, дорожники выйдут к границе с Астраханской областью.
ФКУ Упрдор «Каспий» ведет строительство в Республике Калмыкия с мая 2017 года. Современная трасса с твердым покрытием кратчайшим путем свяжет три административных центра – Астрахань, Грозный и Махачкалу. Время поездки между этими городами сократится примерно в 1,5 раза. Транзитный транспорт из Ставропольского края, Северного Кавказа и государств Закавказья пойдет в обход населенных пунктов, минуя центральные районы Калмыкии, на трассу Р-22 «Каспий» и далее – в центральные районы России. Кроме того, наряду с обслуживанием межрегиональных транспортных связей, эта дорога удовлетворяет потребность в местных перевозках, включая связи Калмыкии и Дагестана с морским торговым портом в районе с. Оля Лиманского района Астраханской области.
Всего к 2020 году в асфальтобетон переведут 94 км грунтовых разрывов на автомобильной дороге Астрахань – Махачкала.
Между тем в Росавтодоре продолжается рассмотрение программ дорожной деятельности участников нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В ходе состоявшейся накануне встречи делегаций из Астраханской области и Республики Калмыкия, входящих в состав Южного федерального округа, а также субъектов Северо-Кавказского федерального округа – Республики Дагестан, Ингушетии и Кабардино-Балкарии – были озвучены планы ремонта дорог региональной сети на ближайшие шесть лет.
Так, в Астраханской области планируют привести в нормативное состояние порядка 100 километров дорог, а в Республике Калмыкия – чуть более 500 километров, что позволит достигнуть необходимого целевого показателя. В рамках реализации нацпроекта масштабные работы проведут и на территории Северо-Кавказского федерального округа. В общей сложности в этих регионах сформированы три городские агломерации: Махачкалинская – в Республике Дагестан, «Магас+Назрань» (Ингушетия) и Нальчикская (Кабардино-Балкарская Республика). Проектные группы этих субъектов представили программы мероприятий для достижения поставленных целей. Например, к 2024 году планируется увеличить долю протяженности дорог Нальчикской агломерации с 70,94% до 86,72%, в агломерации «Магас+Назрань» – с 77% до 85%, в Дагестане в течение шести лет протяженность дорог в нормативе предполагается увеличить с 57% до 60%.
В ходе дискуссии были затронуты и вопросы, касающиеся мер по повышению уровня безопасности дорожного движения. Так, на территории Республики Дагестан зафиксировано 19 участков концентрации ДТП, в Республике Ингушетия – 9, в Кабардино-Балкарской Республике – около 10. К завершению проекта их число должно сократиться вдвое. 220 комплексов фотовидеофиксации и 5 пунктов весогабаритного контроля транспортных средств будут установлены на дорогах Кабардино-Балкарской Республики, 527 камер и 4323 предупреждающих и информационных знака – на территории Дагестана.
Участие в таком масштабном проекте позволит регионам значительно улучшить ситуацию в сфере дорожного хозяйства не только на федеральной и региональной дорожной сети, но и на муниципальной, которая на сегодняшний день особо нуждается в ремонте.