Дорожники снова в дороге
Очередное сообщение от МЧС: «Сильные дожди, ливни, гроза, град и усиление ветра до 20 м/с ожидаются местами по районам Дагестана. Будьте осторожны!»
С начала весны таких сообщений было не менее десяти. Да, Дагестан, особенно горные районы, осадками в этом году не обделен. Но если идёт не просто дождь, а хлещет как из ведра, это приносит не просто некоторые неудобства, экономический ущерб, но и приводит к человеческим жертвам. Селевому потоку нет разницы, кого или что прихватить при своём стремительном беге.
Понятное дело, что подобная стихия разрушает дороги. Вот только неполный перечень из нескольких недавних происшествий. В Дахадаевском районе на участке автомобильной дороги местного значения «Кубачи – Кала-Корейш» произошёл обвал скальной породы верхового откоса. Хотя дорога и была оперативно расчищена, возникла угроза повторного обвала. И в целях обеспечения безопасности дорожного движения дорогу пришлось на время закрыть. Транспортное сообщение с населенными пунктами дорожники наладили по альтернативным маршрутам.
В Лакском районе на 52-м километре автомобильной дороги республиканского значения «Мамраш – Ташкапур – Араканский мост» в результате поднятия уровня реки Чирагчай и подмыва подошвы откоса произошло обрушение земляного полотна дороги с разрушением дорожной одежды. Было решено движение автотранспорта осуществлять по временной схеме по одной полосе дороги.
В том же районе на участке дороги, ведущей к селу Чукна через Куркли, в результате размыва и разрушения водопропускной трубы произошло разрушение земляного полотна дороги. Её пришлось закрыть, сельчанам пришлось ездить по подъезду от автодороги «Мамраш – Ташкапур – Араканский мост».
В Гунибском районе на автомобильной дороге регионального значения «Гуниб – Ругуджа» произошло обрушение полки дороги на протяжении 100 метров с разрушением дорожной одежды, обочины. Оползневое движение прекратилось не скоро. Движение автотранспорта осуществлялось по обочине в реверсивном порядке.
В Шамильском районе на участке дороги, ведущей к селу Дагбаш от автодороги «Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал», произошло размытие полки дороги протяженностью 600 погонных метров…
К большинству горных селений ведёт одна дорога. И если её размывают водные потоки, то весь населённый пункт оказывается отрезанным от остальной части республики. Вот потому дорожникам приходится снова срочно выезжать, выручать людей.
И не только в горах. Семья погибшего военнослужащего в зоне СВО, проживающая в селе Красноармейское (пригород Махачкалы), обратилась с просьбой о проведении капитального ремонта дорожного полотна – проезжая часть была разбита.
На сегодняшний день здесь уже установлен бордюрный камень, обустроена тротуарная зона по обе стороны, идут работы по укладке асфальтобетонного покрытия. Протяженность ремонтируемого участка составляет 1000 метров, ширина проезжей части – 7 метров.
А ведь у дорожников есть еще и плановая работа. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» продолжаются ремонтные работы на нескольких капиталоемких объектах. К примеру, по 10 и более километров нужно привести в порядок на автодорогах «Манас – Сергокала – Первомайское», «Бабаюрт – Гребенская», «Леваши – Акуша – Уркарах».
В рамках реализации государственной программы Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД в Буйнакском районе идет ремонт автомобильной дороги «Буйнакск – Кизилюрт». Она является одной из главных туристических артерий в транспортной сети Дагестана, ведет к знаменитому Сулакскому каньону, смотровой площадке в посёлке Дубки и Чиркейской ГЭС, которые ежедневно посещают тысячи туристов со всей страны; имеет ключевое значение для социально-экономического развития прилегающих территорий.
На объекте уже завершены работы по устройству асфальтобетонного покрытия. Ведутся работы по устройству обочин и обустройству дороги, в том числе установка ограждений, сигнальных столбиков и дорожных знаков. Завершение работ с вводом в эксплуатацию 7-километрового участка запланировано на конец июля этого года.
Есть уже и завершённые объекты. В Магарамкентском районе завершен ремонт автомобильной дороги «Ходжа-Казмаляр – Азадоглы». Дорога местного значения обеспечивает транспортную связь населенных пунктов части Магарамкентского района между собой и райцентром. Имеет ключевое значение для социально-экономического развития населенных пунктов в зоне тяготения, так как является еще и транзитным маршрутом, обеспечивающим кратчайший путь до Дербента.
Как сообщили в Дагавтодоре, в рамках ремонта проведены работы по усилению основания дорожного полотна с заменой грунта в местах просадок, ремонт системы водоотведения с заменой водопропускных труб, устройству примыканий и пересечений, усилению асфальтобетонного покрытия. Также на объекте проведен комплекс мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. В том числе отремонтированы пешеходные тротуары по селу Оружба, установлено перильное ограждение на участках тротуаров и пешеходных переходов, установлены сигнальные столбики, дорожные знаки и нанесена горизонтальная разметка.
Несмотря на все старания, дорожники не могут в одночасье привести все дороги в порядок. В социальных сетях есть немало нареканий на дорогу Кизляр – Крайновка, по которой такие ямы, что приходится не ехать, а ползти на скорости 5 км/ч. Можно надеяться, что у дорожников руки дойдут.