Но в 2022 году эту землю вместе с домом и хозяйственными постройками захватили чужие люди и отказываются покидать его. С тех пор Магомедов в судебном порядке пытается вернуть себе свое имущество. Он прошел через несколько судебных тяжб. Суды разных инстанций, в том числе кассационный, выносили решения в его пользу. Но они остались лишь на бумаге. Чужаки отказываются выполнять их и продолжают пользоваться землей и кошарой Магомедшарипа. «Обращение в газету – моя последняя надежда на справедливость. Быть может, публичная огласка поможет добиться исполнения закона», – говорит фермер.
Он показывает стопку судебных решений, вынесенных по своему делу. Первоначально его рассматривал Ногайский районный суд, куда М. Магомедов обратился с иском. В иске он указал, что на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РД от 5 февраля 2013 года был заключен договор аренды на 49 лет земельного участка для ведения отгонного животноводства.
Однако в сентябре 2022 года житель с. Червлённые Буруны Аскер Коккозов и житель с. Ленинаул Зайнулах Курганов пригнали отару овец и самовольно заняли участок и временные постройки. На все просьбы Магомедова освободить землю и постройки они ответили категорическим отказом.
Ответчик А. Коккозов на суде заявил, что М. Магомедов был должен ему 3 млн рублей. Он сказал Магомедову, чтобы он вернул долг или продал ему кошару, на что получил отказ. Тогда он предложил другой вариант расчета: он, Коккозов, будет пользоваться кошарой на срок, который хватит для расчета за долг. По словам Коккозова, Магомедов согласился с ним.
Другой ответчик, Зайнулах Курганов, на суд не явился и уважительные причины неявки не представил.
Третьей стороной в данном разбирательстве было Министерство по земельным и имущественным отношениям РД. Его представитель на суде указала, что земельный участок площадью 1000 га был предоставлен на праве аренды сроком на 49 лет для ведения отгонного животноводства М. Магомедову.
Наличие у него законного права на данный участок подтверждается договором аренды, передаточным актом и выпиской из ЕГРН, поэтому просит суд удовлетворить исковые требования.
Рассмотрев обстоятельства дела, суд принял решение – иск М. Магомедова удовлетворить; обязать А. Коккозова и З. Курганова вывести отару овец с земельного участка и временных построек.
Ответчики несколько раз пытались обжаловать это решение, но безрезультатно. Так, апелляционным определением Верховного суда РД постановление суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Такое же решение принял Пятый кассационный суд в Пятигорске, куда Коккозов и Курганов обратились, пытаясь отменить приговоры нижестоящих инстанций.
По словам М. Магомедшарипова, после этого Курганов обратился к нему с просьбой дать месяц на вывод отары. «Я согласился. Но полгода уже прошло, а договоренности выполнять он отказался. Теперь я понимаю, это было затяжкой времени, чтобы сделать следующий ход», – говорит фермер.
Через некоторое время администрация Ногайского района обращается в суд с иском о признании незаконным и отмене распоряжения Минимущества РД о предоставлении земельного участка Магомедшарипову на праве аренды.
На суде было оглашено ходатайство Равиля Курганова (сына Зайнулаха), в котором утверждается, что Магомедшарип Магомедов «незаконно, т. е. путем всяческих ухищрений, заключил договор аренды с Минимуществом РД. Но сам он этот участок никогда не использовал, а сдавал в субаренду сначала его покойному отцу, а затем ему самому на возмездной основе. Когда Магомедову потребовалось поднять размер арендной платы, он начинал выселять его и членов его семьи с кошары».
Как видим, если раньше Коккозов и Курганов говорили о невыплаченном Магомедовым долге в три миллиона рублей, на основании чего они якобы заняли его землю, то сейчас появилась другая версия о том, что землю Магомедов заполучил обманом. При этом ни в том, ни в другом случае никаких доказательств не приводится.
Заявление Курганова о том, что Магомедов «незаконно, т. е. путем всяческих ухищрений заключил договор аренды», ничем не подтверждается и опровергается наличием у фермера всех необходимых документов: договора аренды, передаточного акта и выписки из ЕГРН. По российскому законодательству владелец этих документов наделяется безусловными правами на пользование имуществом.
Сомнения в правомочности претензий Курганова возникают не только по существу, но и с формальной точки зрения. Договор аренды на пользование данным участком был заключен в 2013 году. Исковое заявление, оспаривающее этот документ и требующее признать его незаконным, поступило в суд в 2025-м. Но любой юрист знает, что срок исковой давности о признании договора аренды земельного участка недействительным составляет три года.
Несмотря на это, судья Ногайского районного суда Э. Телемишев, который рассматривал это дело, 25 июля 2025 года выносит решение приостановить исполнительное производство по решению суда об устранении препятствий для М. Магомедова в пользовании земельным участком, обязании вывести из него и хозяйственных построек отару овец и выселении из жилого помещения.
По сей день, спустя 4 месяца, окончательное решение судьей Телемишевым по данному делу не принято.
«Считаю, что разбирательство специально затягивается, видимо, в расчете на то, что мне всё надоест и я откажусь от своих законных прав», – говорит М. Магомедшарипов.
Вместо того чтобы развивать свое хозяйство, он вынужден тратить время, нервы, деньги, чтобы доказать, что его собственность – это его собственность.
Эта история вызывает много вопросов. Надеемся, что ответ на них дадут компетентные органы, прежде всего Верховный суд и прокуратура РД. Просим считать данную статью официальным обращением в эти органы.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




3