Флагман дагестанской промышленности
Кизлярский электромеханический завод был построен в 1962 году. Профилирующим производством его стали узлы и изделия для авиапрома. Поскольку на тот момент не было своих соответствующих кадров, для организации нового производства в город на Тереке направили технических руководителей, специалистов и квалифицированных рабочих из других регионов страны, сюда же была переведена конструкторская и техническая документация. Завод быстро набирал производственные обороты, но особенно мощно развивался в период 1972-1983 гг., когда им руководил Абдуразак Мирзабеков.
В 1984 году гендиректором стал Ибрагим Ахматов, который бессменно возглавляет концерн и по сей день. На его долю выпал и пик расцвета предприятия – достаточно сказать, что к развалу СССР здесь работало свыше 5 тысяч человек, и период падения – это начало 90-х, когда были оборваны все производственные связи со смежниками, сократились до минимума заказы на «специзделия», негативную роль сыграла напряжённая, порою взрывоопасная обстановка в Дагестане и на Северном Кавказе.
Но ОАО «Концерн КЭМЗ» выдержал все эти испытания главным образом благодаря руководству и костяку завода, которые смело внедряли новые производства и выпускали новую продукцию самого широкого ассортимента. В 2001 году завод вошёл в престижный список «1000 лучших предприятий России». Предприятие набирало экономическую силу, появились новые перспективные заказы. Ныне концерн работает в кооперации с авиационными фирмами «Сухой» и «МИГ» и успешно сотрудничает с автогигантами КамАЗ и ВАЗ. В 2011 году здесь было выпущено продукции на 1 миллиард рублей. И если в советское время КЭМЗ считался флагманом индустрии Кизляра, то сегодня ОАО «Концерн КЭМЗ» — признанный лидер дагестанской промышленности.
В этом году концерну исполняется 50 лет, и вчера здесь прошли большие праздничные мероприятия. Поздравить кэмзовцев с юбилеем прибыли правительственная делегация во главе с зам. Председателя Правительства РД Мухтаром Меджидовым, представители федеральных ведомств, руководители предприятий авиапрома из Иркутска, Красноярска, Комсомольска-на-Амуре, Москвы и Московской области, Ростова, директора промпредприятий Дагестана, руководители и представители кизлярских предприятий, организаций и учреждений.
Генеральный директор ОАО «Концерн КЭМЗ» Ибрагим Ахматов провел гостей по цехам и производствам и с особой гордостью показал участки, которые появились за последние год-полтора и по праву могут называться производством XXI века. В частности, цех по производству корпусных деталей – здесь установлены современнейшие американские и японские станки с программным управлением с высочайшей точностью и производительностью. Под стать ему и участок поверхностного монтажа деталей – новейшее импортное оборудование и мирового уровня технология.
Но, чтобы эксплуатировать и обслуживать это и другое современное оборудование, нужны грамотные кадры. Для подготовки их в концерне создали учебно-технический центр по образцу американской фирмы «HAAS». А еще в концерне вновь вернулись к сборке лёгких летательных аппаратов. Но теперь за основу взят относительно недорогой двухместный самолёт многоцелевого назначения, разработанный в МАИ. Причём концерн будет единственным в России производителем такого типа авиационной техники, что открывает неплохие коммерческие перспективы. Наконец, ещё одна новинка: на предприятии разработали технологию утилизации металлической стружки и повторного её использования, а это по сути уже безотходное производство.
Делясь впечатлениями об увиденном, зам. Председателя Правительства РД Мухтар Меджидов отметил:
— ОАО «Концерн КЭМЗ» сегодня является флагманом дагестанской промышленности. Ему по оснащённости, техническому парку, технологиям нет равных в республике. У завода квалифицированный коллектив, хороший настрой, колоссальный потенциал и большое будущее. Главная задача руководства концерна – надо искать заказы, удваивать, утраивать загрузку производственных мощностей и выйти на годовой объём выпуска продукции в размере 5-6 миллиардов рублей. Возможности у завода большие, и такая задача ему по плечу. А это – современные рабочие места, налоги, новые перспективы развития.