Форма другая, суть та же
Небольшой экскурс в прошлое. Многие, наверное, помнят годы перестройки, когда начался кооперативный бум. В то время один мой знакомый создал ремонтно-строительный кооператив, куда входили он сам и двое подставных лиц. Он заключил договор с министерством образования на ремонт детского лагеря. Когда на счёт кооператива пришли деньги, нанял бригаду из трёх человек, которая за мизер – что-то около 20 процентов от причитающейся суммы – подрядилась выполнить работы.
Но вскоре и они ушли. Закончилось дело тем, что в акте указали, что выполнен полный объём работ. Как признался сам кооператор, чиновники подписали бумаги не за красивые глаза. Они скорее знали, что этот лагерь подпадает под «сокращение» и будет продан.
Так было. А теперь? Теперь объявляются тендеры, и чиновники практически не могут напрямую влиять на то, кому поручить ремонт школ, дошкольных учреждений и других социальных объектов. Казалось бы, это должно исключить злоупотребления, привести к удешевлению ремонтных работ. Но что происходит на практике?
Сейчас качеством и сроками ремонта школ интересуется всё руководство республики, за ходом работ установлен парламентский контроль. Но тем не менее не всё тут гладко. Вот какую картину обрисовал на недавно прошедшей в стенах ДГУНХ конференции Глава Дагестана Сергей Меликов, говоря о качестве капремонта школ в некоторых муниципалитетах:
«Подрядчика искали полчаса. Приходит в рубашке белее, чем у меня, галстуке модном и туфлях оранжевого цвета. Спрашиваю, трудовой договор заключён с рабочими? Говорит, нет. У рабочего спрашиваю, ты штукатур? Нет, говорит, я маршрутчик. О каком комплексном развитии можно говорить?» – вопрошал руководитель республики.
Это говорит о том, что тендеры на подряд не всегда выигрывают солидные строительные компании, обеспеченные квалифицированными кадрами и необходимой техникой. Скажу больше: такие компании в тендерах практически не участвуют. Почему? Причину этого пояснил руководитель одной из таких строительных организаций.
– Несколько лет назад я выиграл тендер на ремонт школы. Не ожидал, что столько будет волокиты с бумагами. Несмотря на то что руководитель района всячески мне помогал, в буквальном смысле измучился, огромных трудов стоило уложиться в сроки. С тех пор избегаю эти тендеры.
Как правило, серьёзные строительные организации не хотят отвлекать силы и средства на небольшие, по их меркам, объёмы работ. По сути такими объектами должны заниматься небольшие строительные организации. Но их мало, трудно выдержать конкуренцию с крупными компаниями. И даже имеющиеся не хотят связываться с бюрократической волокитой, которая непременно возникает при ремонте социальных объектов. Им спокойнее договариваться с частниками.
На той же конференции Глава Дагестана подчеркнул, что выбор организации для строительства и ремонта школ должен осуществляться по принципу: сможет ли она провести работы так, чтобы 1 сентября никому не было стыдно перед детьми. Логично. Но как такового выбора-то нет, трудно предположить, кто будет участвовать в тендере.
Здесь уместно будет привести комментарии дагестанцев, выложенные в телеграм-канале, где шла трансляция с конференции.
«Везде примерно такое же положение, как на этом объекте, не пробиться тому, кто действительно умеет и желает работать на благо республики».
«Всё правильно. Нанимают кого попало, строят школы криво, а потом через год начнут удивляться: там треснула стена, тут штукатурка упала и т. д.».
«Давно пора навести порядок. Люди, не имеющие никакого опыта в строительстве, побеждают на тендерах и становятся подрядчиками. Так как они изначально ничего строить или ремонтировать не планировали, то просто находят субподрядчика, который и будет делать всю работу, уже за меньшую сумму. А за меньшую сумму ни один уважающий себя строитель работы проводить не будет. Вот и приходится нанимать им людей без профиля, опыта и образования».
«И деньги надо вовремя платить работникам. Когда срезают часть зарплаты ремонтникам, конечно, они не будут работать с душой. Проверяйте, пожалуйста, как им оплачивают за труд, тогда они и работать будут на совесть и с душой».
Вернёмся к началу повествования. Вот и выходит, что за последние 30 лет мало что изменилось – может быть, форма. А суть осталась прежней. Но почему бы не попытаться отказаться от этих тендеров, если они практически не выполняют функции, ради которых были внедрены? Если это невозможно сделать на республиканском уровне, то можно выйти на федеральный центр с законодательной инициативой. Вопрос нужно как-то решать. До начала учебного года остались считанные дни. Но в 13 муниципалитетах ремонт школ если не под угрозой срыва, то продвигается чересчур медленно. Такая ситуация в следующем году не должна повториться.