Газ, бензин или солярка?

Повсеместно в мире идет переход автотранспорта на газ. Однако в нашей стране, в том числе и в Дагестане, этот процесс происходит медленно. Так, во всех странах мира на газе содержатся 17 миллионов, а в России лишь 103 тысячи автомобилей.
Президент страны Владимир Путин недавно обсудил с чиновниками и министрами перевод автомобилей на «голубое топливо». — Наша страна должна войти в число лидеров по использованию газотоплива, — сказал глава страны. Он рассказал, что надо сделать, чтобы «голубое топливо» стало популярным. А премьер-министр дал поручение по разработке господдержки производства и оборота в регионах Российской Федерации транспортных средств и сельхозтехники на природном газе. Были созданы заправочная и сервисная инфраструктура, система учета и техрегулирования. Цель – стимулирование и использование этого вида моторного топлива. Министерства в регионах Российской Федерации должны представить в кабинет министров страны комплекс мер, направленных на то, чтобы к 2020 году использование газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте и транспорте дорожно-коммунальной службы, было завершено.
Решение такой задачи в ближайшие годы руководством страны поставлено не случайно: использование газа как моторного топлива дает заметный экономический и экологический эффект. Во-первых, он дешевле бензина и дизельного топлива. Во-вторых, его использование снижает уровень вредных выбросов. Только в регионах Российской Федерации в целом от автомобилей в атмосферу попадает 14 млн тонн вредных веществ, а при переходе на газомоторное топливо эта нагрузка на атмосферу снижается в 2-3 раза.
Поэтому мировой парк автомобилей на газе в мире неуклонно растет. Такими машинами пользуются более 80 стран, а Россия пока занимает 20-е место, несмотря на то, что она имеет 20 процентов мировых запасов природного газа. Для того чтобы это горючее стало массовым и привлекательным, главой государства Владимиром Путиным поручено решить целый комплекс вопросов.
Следует ускорить подготовку нормативно-правовой базы: повысить интерес покупателей к газобаллонным авто – разъяснить преимущества и льготы, мотивировать граждан и госструктуры к их приобретению. При этом отечественный автопром должен быть готов предложить современную технику и соответствующие услуги. Нужно расширить сеть газовых заправок и пунктов техобслуживания. Глава государства призвал уделить особое внимание безопасности. Нужны самое современное оборудование и самые жесткие стандарты по его обеспечению.
Как в нашей республике осуществляются предложенные Президентом страны комплексные меры по использованию газомоторного топлива? К сожалению, массового перехода на газ у нас не наблюдается. Пока им пользуются только владельцы маршрутных микроавтобусов, а чиновники по-прежнему катаются на иномарках, заправленных бензином. Да и владельцы частных автомашин не особо спешат переходить на пользование газом.
Колоссальные суммы могут сэкономить сельхозтоваропроизводители за счет внедрения газомоторного топлива. Однако и они пока не торопятся перевести свой автотранспорт на «голубое топливо».
Следует отметить, что без активной поддержки государства и установления твердых правил заправки автомашин и конкуренции трудно совершить в республике «газовую революцию». Вот наглядный пример. На всех бензоколонках, принадлежащих различным нефтяным компаниям, установлены газовые заправки. Однако создается впечатление, что всеми ими руководит одна «крыша». К примеру, пользуясь тем, что владельцы маршрутных автобусов перешли на газ, на всех газозаправках одновременно резко увеличили цены на «голубое топливо» с 10 до 17 рублей за литр. Такой скачок цен, несмотря на установление Правительством Российской Федерации норматива на все виды услуг, который не должен превышать уровень инфляции. И это произошло после того, как глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков говорил, что заправка бака должна стоить не 1200 рублей, как до этого, а 400 рублей.
По данным Дагестанстата, газ, сжиженный в баллонах (50 литров), нынче стоит 408 рублей, что составляет около 8 рублей за литр – в четыре раза ниже стоимости одного литра бензина. Стало быть, стоимость проезда в маршрутных микроавтобусах, которые употребляли в качестве автотоплива бензин и перешли на газ, должна быть во столько же раз дешевле. К сожалению, по-прежнему стоимость проезда в них остается 14 рублей?!
Бензин в республике за последние месяцы тоже подорожал – стоимость одного литра увеличилась с 27 до 32 рублей. В других регионах Российской Федерации он дешевле, чем в Дагестане: литр бензина марки А-95 у нас стоит 34-35 рублей, а в среднем по стране – 21 рубль.
В следующем году, по мнению экспертов, рост цен на бензин и солярку в среднем составит 7-8 процентов. Примерно на столько же может подорожать и газ для автомобилей – минимум на два рубля за литр. Это связано с инициативой Минэнерго России привязать цены на него к стоимости дизтоплива. Однако не все эксперты и чиновники согласны с такими оценками. С другой стороны, выгода от перехода дизельных двигателей на газ тоже может быть весьма полезной из-за низкого расхода этого вида топлива.
Цена – это показатель рынка, индикатор баланса спроса и предложения. А привязка стоимости газомоторного топлива к цене солярки может привести к дополнительному росту цен на розничном рынке. Тем не менее определенные факторы, которые могут держать цены в узде, все-таки существуют. С точки зрения предложения газа на рынке конкуренция на газомоторном топливе может быть достаточно существенная. Это способно стимулировать рынок и не допустить большого роста стоимости газомоторного топлива.
В нашей республике использование газа как моторного топлива носит бессистемный характер. Его преимуществами пользуются мошенники и «крыши».
А вот наш сосед, Ставропольский край, стал одним из первых регионов страны, власти которого заявили о существенном (до 50 процентов) расширении применения газа в транспортных перевозках пассажиров и грузов. Для этого в специальной краевой программе предусмотрен целый ряд организационных мер.
Почему бы нам не использовать такой ценный опыт?
Статьи из «Экономика»
Требования усилены

Сила ветра, энергия солнца

Урожай ягнят

Парад агротехнологий

Что изменится в земельных отношениях

Бой с «тенью»

От слов к делу
