Газ, бензин или солярка?
Повсеместно в мире идет переход автотранспорта на газ. Однако в нашей стране, в том числе и в Дагестане, этот процесс происходит медленно. Так, во всех странах мира на газе содержатся 17 миллионов, а в России лишь 103 тысячи автомобилей.
Президент страны Владимир Путин недавно обсудил с чиновниками и министрами перевод автомобилей на «голубое топливо». — Наша страна должна войти в число лидеров по использованию газотоплива, — сказал глава страны. Он рассказал, что надо сделать, чтобы «голубое топливо» стало популярным. А премьер-министр дал поручение по разработке господдержки производства и оборота в регионах Российской Федерации транспортных средств и сельхозтехники на природном газе. Были созданы заправочная и сервисная инфраструктура, система учета и техрегулирования. Цель – стимулирование и использование этого вида моторного топлива. Министерства в регионах Российской Федерации должны представить в кабинет министров страны комплекс мер, направленных на то, чтобы к 2020 году использование газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте и транспорте дорожно-коммунальной службы, было завершено.
Решение такой задачи в ближайшие годы руководством страны поставлено не случайно: использование газа как моторного топлива дает заметный экономический и экологический эффект. Во-первых, он дешевле бензина и дизельного топлива. Во-вторых, его использование снижает уровень вредных выбросов. Только в регионах Российской Федерации в целом от автомобилей в атмосферу попадает 14 млн тонн вредных веществ, а при переходе на газомоторное топливо эта нагрузка на атмосферу снижается в 2-3 раза.
Поэтому мировой парк автомобилей на газе в мире неуклонно растет. Такими машинами пользуются более 80 стран, а Россия пока занимает 20-е место, несмотря на то, что она имеет 20 процентов мировых запасов природного газа. Для того чтобы это горючее стало массовым и привлекательным, главой государства Владимиром Путиным поручено решить целый комплекс вопросов.
Следует ускорить подготовку нормативно-правовой базы: повысить интерес покупателей к газобаллонным авто – разъяснить преимущества и льготы, мотивировать граждан и госструктуры к их приобретению. При этом отечественный автопром должен быть готов предложить современную технику и соответствующие услуги. Нужно расширить сеть газовых заправок и пунктов техобслуживания. Глава государства призвал уделить особое внимание безопасности. Нужны самое современное оборудование и самые жесткие стандарты по его обеспечению.
Как в нашей республике осуществляются предложенные Президентом страны комплексные меры по использованию газомоторного топлива? К сожалению, массового перехода на газ у нас не наблюдается. Пока им пользуются только владельцы маршрутных микроавтобусов, а чиновники по-прежнему катаются на иномарках, заправленных бензином. Да и владельцы частных автомашин не особо спешат переходить на пользование газом.
Колоссальные суммы могут сэкономить сельхозтоваропроизводители за счет внедрения газомоторного топлива. Однако и они пока не торопятся перевести свой автотранспорт на «голубое топливо».
Следует отметить, что без активной поддержки государства и установления твердых правил заправки автомашин и конкуренции трудно совершить в республике «газовую революцию». Вот наглядный пример. На всех бензоколонках, принадлежащих различным нефтяным компаниям, установлены газовые заправки. Однако создается впечатление, что всеми ими руководит одна «крыша». К примеру, пользуясь тем, что владельцы маршрутных автобусов перешли на газ, на всех газозаправках одновременно резко увеличили цены на «голубое топливо» с 10 до 17 рублей за литр. Такой скачок цен, несмотря на установление Правительством Российской Федерации норматива на все виды услуг, который не должен превышать уровень инфляции. И это произошло после того, как глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков говорил, что заправка бака должна стоить не 1200 рублей, как до этого, а 400 рублей.
По данным Дагестанстата, газ, сжиженный в баллонах (50 литров), нынче стоит 408 рублей, что составляет около 8 рублей за литр – в четыре раза ниже стоимости одного литра бензина. Стало быть, стоимость проезда в маршрутных микроавтобусах, которые употребляли в качестве автотоплива бензин и перешли на газ, должна быть во столько же раз дешевле. К сожалению, по-прежнему стоимость проезда в них остается 14 рублей?!
Бензин в республике за последние месяцы тоже подорожал – стоимость одного литра увеличилась с 27 до 32 рублей. В других регионах Российской Федерации он дешевле, чем в Дагестане: литр бензина марки А-95 у нас стоит 34-35 рублей, а в среднем по стране – 21 рубль.
В следующем году, по мнению экспертов, рост цен на бензин и солярку в среднем составит 7-8 процентов. Примерно на столько же может подорожать и газ для автомобилей – минимум на два рубля за литр. Это связано с инициативой Минэнерго России привязать цены на него к стоимости дизтоплива. Однако не все эксперты и чиновники согласны с такими оценками. С другой стороны, выгода от перехода дизельных двигателей на газ тоже может быть весьма полезной из-за низкого расхода этого вида топлива.
Цена – это показатель рынка, индикатор баланса спроса и предложения. А привязка стоимости газомоторного топлива к цене солярки может привести к дополнительному росту цен на розничном рынке. Тем не менее определенные факторы, которые могут держать цены в узде, все-таки существуют. С точки зрения предложения газа на рынке конкуренция на газомоторном топливе может быть достаточно существенная. Это способно стимулировать рынок и не допустить большого роста стоимости газомоторного топлива.
В нашей республике использование газа как моторного топлива носит бессистемный характер. Его преимуществами пользуются мошенники и «крыши».
А вот наш сосед, Ставропольский край, стал одним из первых регионов страны, власти которого заявили о существенном (до 50 процентов) расширении применения газа в транспортных перевозках пассажиров и грузов. Для этого в специальной краевой программе предусмотрен целый ряд организационных мер.
Почему бы нам не использовать такой ценный опыт?