Импорт, экспорт плюс престиж страны


Через пункты пропуска «Яраг-Казмаляр», «Тагиркент-Казмаляр», «Железнодорожная станция Дербент», «Махачкала – морской порт» из одиннадцати стран (основной поток из Ирана, Пакистана, Турции и Азербайджана) в нашу страну в 2010 году было завезено около полумиллиона тонн растениеводческой продукции, из которой лишь 5-10 процентов оседает на дагестанских базарах. Основной поток импорта устремлен в Москву, Санкт-Петербург, Ростов и Ставрополь. Вот такие интересные данные представила начальник Отдела карантинного фитосанитарного контроля на госгранице РФ Управления Россельхознадзора по РД Марина Мурсалова.
Что мы ввозим?
И завозятся не какие-то экзотические, характерные для тропиков фрукты, овощи и корнеплоды. В прошлом году, например, в страну поступило 171,4 тысячи тонн плодов (яблоки, груши, абрикосы, персики, хурма и не растущие в дагестанских условиях мандарины), около 135 тысяч тонн овощей и корнеплодов (томаты, огурцы, капуста, свекла) и 63 тысячи тонн продовольственного картофеля. Факт этот непростителен для нашего сельскохозяйственного региона: 98 процентов импорта составляет сельхозпродукция, которую мы могли бы производить сами в Дагестане.
Что отправляем на экспорт?
Через пограничные пункты пропуска на Дагестанском участке госграницы РФ в добрый десяток стран ближнего и Дальнего Востока в 2010 году экспортировано 50 тысяч кубометров пиломатериалов и около 160 тысяч тонн пшеницы, кукурузы, подсолнечника и жмыхов. Однако ни лесопродукция, ни зерновые, имеющие спрос за рубежом, произведены не в Дагестане.
И вновь обидный для нашей республики вывод: мы пока не производим ни одного вида растениеводческой продукции, на которую имеется спрос в мире.
Сам собою напрашивается вопрос о том, что ожидает дагестанское сельское хозяйство после вступления во Всемирную торговую организацию? Ведь тогда снимут все таможенные преграды на пути чужих товаров и продуктов.
Они дорожат престижем страны
Марина Казимагомедовна торопит. Называет фамилии Бадрудина Джафарова, Закира Магомедова, Мизамудина Исламова, Магомеда Кадырова и еще доброй дюжины инспекторов Управления Россельхознадзора по РД, через руки которых ежегодно проходит от семисот тысяч до одного миллиона тонн импортируемых и экспортируемых через дагестанский участок госграницы РФ сельскохозяйственных грузов. Благодаря их службе, утверждает начальник отдела, за последние годы через границу ни в ту, ни в обратную стороны не пропущено ни одного опасного карантинного объекта. Заслуга это большая, если учесть, что из существующих в мире 85 вредных (карантинных) организмов (возбудителей бактериальных, вирусных болезней растений) 54 на территории нашей страны отсутствуют. Да и обнаружить их не всегда возможно без лабораторных исследований.
— По части вреда от карантинных объектов я краски не сгущаю, — продолжила рассказ Марина Мурсалова. – Например, прямые потери вследствие заноса в 1986 году карпового жука на территорию РФ ежегодно составляли от 167 миллионов до 5,7 миллиардов рублей. Тогда ликвидация очагов этого вредителя в Ставропольском крае обошлась стране в 1,8 миллиарда рублей. Также и в других странах. К примеру, в Индии болезнь индийская головня пшеницы ежегодно наносит стране ущерб, оцениваемый в 12-24 миллиона долларов США.
О масштабности контрольной работы на границе говорят цифры. Только в 2010 году на ввозимую на территорию РФ подкарантинную продукцию Управлением Россельхознадзора по РД было выдано 85 импортных карантинных разрешений, более 600 фитосанитарных и 1190 карантинных сертификатов, составлено более 18 тысяч актов фитосанитарного контроля. За последние шесть лет имело место 244 случая обнаружения карантинных объектов и отказано в ввозе в нашу страну более 5,5 тысячи тонн продукции. И все это на основании заключений Дагестанского филиала Всероссийского НИИ карантина растений.
Отслеживается внимательно и состояние экспортируемых грузов. Они тоже должны быть чистыми от карантинных объектов. В Управление Россельхознадзора по РД не поступило ни одной рекламации по части зараженности экспортированной продукции.
Статьи из «Экономика»
Обеспечение лидерства

Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения
