Индикаторы показывают разнобой
Затяжной характер мировой конфронтации, санкции, торговые ограничения, частичная мобилизация понемногу, но всё же влияют на индикаторы самочувствия российского бизнеса. Исследования влияния мобилизации на его деятельность, проведённые аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей России Бориса Титова по итогам октября 2022 года, обозначили негативный тренд – дефицит специалистов. А как с этим в Дагестане?
Но прежде о выводах омбудсмена. Участие в исследовании приняли 5,8 тыс. компаний, в основном представители предприятий малого и среднего бизнеса. Оказалось, что мобилизация затронула треть опрошенных, при этом в половине (58 %) таких случаев предприниматели либо быстро заместили мобилизованных сотрудников, либо такая замена не потребовалась. Пятая же часть компаний по-прежнему не может найти замену выбывшим работникам. Таким образом, мобилизация усугубила проблему дефицита кадров – на их нехватку жалуется треть опрошенных компаний.
В Дагестане, традиционно трудоизбыточном регионе по определению, подобная ситуация, напротив, смягчает уровень безработицы. Как сообщает статистика, численность безработных в республике только за один месяц сократилась почти на 2 тыс. человек. Если на начало августа официально зарегистрированных безработных насчитывалось 24,2 тыс. человек, уже к концу сентября эта цифра снизилась до 22,5 тыс.
Как заявил накануне Председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов изданию ИНТЕРФАКС-ЮГ, уровень зарегистрированной безработицы в целом за год в Дагестане снизился с 3,5 до 1,4 %.
По словам премьера, чтобы не допустить роста безработицы, власти республики реализуют мероприятия активной политики занятости. Так, реализация республиканской программы обеспечила рабочими местами свыше 38,6 тыс. человек, в том числе 11,9 тыс. представителей молодежи. Также свыше 24 тыс. граждан молодого возраста получили услуги по профессиональной ориентации, 4,3 тыс. по психологической поддержке и социальной адаптации, 200 человек были направлены на профобучение, 530 молодых дагестанцев получили консультацию по организации самозанятости.
Однако и так понятно, что убывающих по мобилизации людей у нас заменить гораздо проще. В то же время эта схема мало применима в технологических отраслях, где замещение специалиста возможно лишь при наличии у претендента соответствующих квалификации и компетенций. Отчасти это можно отнести к сфере строительства, объёмы которого в Дагестане, впрочем, как и по всему СКФО, падают.
В целом на Северном Кавказе в сентябре 2022 года ввели в строй 497,9 тыс. кв. м, что на 19,4 % меньше, чем в сентябре прошлого года. В Дагестане было зафиксировано падение на 28,6 %, введено всего 93 тыс. кв. м жилья. По итогам 10 месяцев в Дагестане построено 814,6 тыс. кв. м, что меньше прошлогоднего периода почти на 5 %.
И одна из причин, помимо прочего, нехватка квалифицированных специалистов. Ещё больней бьёт по строителям уход с рынка рабочих рук гастарбайтеров из ближнего зарубежья.
В докладе Банка России об экономической ситуации в регионах имеющиеся проблемы признаются. Так, согласно его оценкам, объявление частичной мобилизации стало для бизнеса фактором роста неопределённости относительно будущей конъюнктуры, но в целом не оказало значительного влияния на рынок труда макрорегиона. Тем не менее в некоторых отраслях эффекты проявились более заметно: в транспортных и сельскохозяйственных организациях снизилось число водителей и механизаторов. На крупных предприятиях сокращение числа работников оценивалось как незначительное. Вместе с тем отдельные компании сообщали о невозможности оперативно заменить выбывших с производства высококвалифицированных сотрудников.
Вернёмся к выкладкам исследований Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ. Ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности они связывают с недостатком денежных средств у компаний: 64 % респондентов жалуются на спад внутреннего спроса, 29 % – на дефицит оборотных средств и кассовые разрывы. Кроме того, компании не смогли в полной мере восстановить цепочки поставок (об этом заявили 26,5 % опрошенных) и испытывают сложности при импортных поставках (19 %).
В целом бизнесу удаётся адаптироваться к санкциям (55 %). Их вовсе не заметили 16 % и лишь 10 % не смогли справиться с последствиями ограничений.
Оценки нынешнего состояния бизнеса при этом менее оптимистичны: лишь 9 % отмечают стабильный рост выручки, 30 % считают спад контролируемым, а 27 % и 7 % компаний заявляют, соответственно, о «серьёзном спаде» и о «кризисе», а 6 % отмечают, что бизнес пришлось или вскоре придётся закрыть.
В этой связи интересны высказывания декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасии Лихачёвой, сделанные в ДГУ на конференции «Северный Кавказ в международном контексте: вызовы и возможности». По её мнению, впереди нас ждут серьёзные проблемы и разрывы технологических и логистических цепочек в производстве и торговле. От бизнеса, вполне возможно, потребуется перенос производств, его оптимизация, автоматизация, смена партнёров. В общем, без изменений отечественной экономике не обойтись. Впереди полоса неопределённости, но однозначно возврата к старому не будет, утверждает она.