X
21:00 17.03.2008

Инновационная экономика

Наверное, предварительно нужно объяснить читателям: когда редакция склоняла меня к сотрудничеству, одним из моих условий являлось, что буду писать под псевдонимом. Магомед Магомедов - думаю, очень даже неплохо. В последнее время редакция стала проявлять настойчивость, чтобы я легализовался. Никакой особо принципиальной причины для моего отказа не было, и я решил пойти ей навстречу. Теперь я ставлю свое настоящее имя.

X. ЭФФЕКТ ГОРЯЧЕЙ КАРТОШКИ — 3
Поскольку в прежних двух публикациях про «эффект», прерванных темой «Имидж-всё…», речь во многом шла об отношениях земельных (правда, в промышленности), то представляется логичным взглянуть и на то, как обстоят они в сельском хозяйстве. Тем более, что для аграриев они — основа основ.
Напомню — ранее говорилось, раз экономика может быть эффективной только при наличии эффективных собственников, в ней должны существовать механизмы, автоматически отсеивающие неэффективных. Эти механизмы применяются не только во всём цивилизованном мире, они заложены в российское законодательство. Один из них — конкуренция (это отдельная тема), а другой — налогообложение собственности, делающее разорительным содержание неэффективно используемого имущества, которое «жжёт», как горячая картошка, руки и вынуждает собственника избавляться от него. В результате имущество, рано или поздно, но попадает к более эффективному собственнику. В тех же случаях, когда оно принадлежит государству, которое сдаёт его в аренду, речь должна идти об установлении правильной арендной платы, соответствующей сложившейся на рынке и определяемой на конкурсной основе. Цель та же: поиск наиболее эффективного собственника, поскольку неэффективные окажутся просто не в состоянии оплачивать аренду.

ПРОЛОГ
Всем известно, что в Дагестане земли мало (насколько это соответствует действительности — другой вопрос). Второй постулат гласит, что землю сельскохозяйственного назначения, находящуюся в республиканской и муниципальной собственности, нельзя приватизировать, потому что её, т.е. землю (которой и так мало), сразу скупят богатеи, а остальные превратятся в батраков.
 В результате приобретение этих земель в ближайшие сорок девять лет дагестанцам не светит. Правда, они могут её арендовать на сроки вплоть до тех же самых сорока девяти лет.
Со дня принятия республиканского Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения…» пошёл лишь пятый год, так что до ненавистной даты, когда начнётся нещадная эксплуатация трудящихся, осталось ещё более сорока лет.
 Пока же у нас рай земной — ударный труд, битва за урожай, пастухи с пастушками и полные закрома плодов земных, выращенных на общенародных землях трудолюбивыми крестьянами.

КАРТИНА ПЕРВАЯ
Теперь история от одного моего товарища, которому как-то пришлось напрямую столкнуться с земельным вопросом на селе, что привело его в изумление, причём настолько сильное, что он даже написал письмо президенту республики.
А дело было так:
Приехав по своим делам в один сельский район, он обнаружил тысячи гектаров пустующих земель. Конечно же, товарищ видел подобное и в других местах, но никак не предполагал, что это вовсе не земли, на которые никак не найдутся желающие их обрабатывать. Там же, неожиданно для себя, он узнал, что те самые земли, про запущенность которых постоянно жалуются в СМИ, давно уже находятся в аренде. У них имеется хоть временный, но хозяин, который, по логике, должен заниматься земледелием.
Так отчего же они не обрабатываются?
При ближайшем рассмотрении оказалось, что земли находятся в аренде по смехотворной цене — порядка трёхсот рублей в год за гектар — двадцать пять рублей в месяц (!). То есть, например, за две с половиной тысячи рублей в месяц можно закрепить за собой сто гектаров вполне приличной земли. Для пенсионера или учителя, конечно, тяжеловато будет, а для джентльмена, жена которого тратит и большую сумму за один визит к косметологу, — сущий пустяк. Почему бы и не закрепить, если даже аренда однокомнатной квартиры стоит больше? Вот и числятся за кем сто, а за кем и тысячи гектаров. Каши особо не просят, мало того, кое-что и приносят. Дело в том, что многие арендаторы часть своих земель сдают в субаренду тем, кто действительно работает на них. Причём, то, за что арендатор платит муниципалитету триста рублей, субарендатор может заплатить и пять, и десять, и … тысяч. Всё зависит от качества почвы и местоположения земельного участка. Согласитесь, «неплохая прибавка к зарплате». Лёне Голубкову такая и не снилась, а братья Мавроди удавились бы от зависти.
 Вам известен ещё какой-нибудь бизнес, где сегодня с каждого вкладываемого рубля, да ещё не ударяя потом пальцем о палец, можно получать отдачу от 1000 до 10000 процентов годовых?
Здесь дело не только в том, что деньги, которые могли бы пополнять нищий муниципальный бюджет, зависящий чуть ли не на 100% от Махачкалы, которая в свою очередь дотируется Москвой, идут не в тот карман. Помимо этого, оказывается фактически заблокированным оборот земель сельскохозяйственного назначения. Например, появился человек, готовый реально работать с землей, и его заинтересовал какой-то участок. Он обращается в муниципалитет, а там разводят руками. Извини, брат, но этот участок уже в аренде и на много лет. Мы не вправе распоряжаться им.
 А другие участки этого «брата» не устраивают, поскольку всё лакомое уже разобрано и простаивает либо находится в субаренде. Оставшееся же — сплошь неудобья. Правда, существуют нормы, согласно которым, если арендатор не обрабатывает свои земли, договор аренды можно будет расторгнуть, только кто за этим будет следить? Нужно слишком уж напрягаться, чтобы применять эти нормы — контроль, скандалы, суды, брат, сват… Кому это нужно? Тем, кто раздавал таким образом земли? Да и вообще, есть немало способов отбрехаться, замазать глаза.
Ещё одно обстоятельство — разве не странно, что договора заключаются на много лет вперёд, но величина стоимости аренды в них жёстко зафиксирована? То есть, триста рублей платили и три года назад, то же будут платить и через тридцать три года. Не исключено, что к тому времени за эти деньги можно будет лишь проехаться по городу на городской маршрутке, да и то в один конец.

КАРТИНА ВТОРАЯ
А вот другая картина. Имеется действующий оросительный канал, а от него забитое, заиленное на входе ответвление, вдоль которого сотни гектаров земель, страдающих от засухи. Земли вдоль канала и вдоль ответвления сдаются муниципалитетом в аренду за одну и ту же(!) плату 200-300 рублей в год. Орошаемые земли вдоль основного русла канала арендаторами сдаются в субаренду за 8000-10000 рублей. Обречённые на засуху земли никто, естественно, в субаренду не сдаёт. Арендаторы там не особо богатые, и они обречённо копошатся на своих полях, ожидая неизвестно что. Один из них говорит, что расчистка ответвления обойдётся примерно в 100 000 рублей, но он один не тянет, а с соседями договориться не получается. Впрочем, вполне возможно, что соседям это и не нужно, поскольку они просто закрепили за собой за символическую плату по сотне -другой гектаров.
Решим простенькую задачу. Допустим, имеем 1000 га земель вдоль канала с водой и столько же вдоль засушливого ответвления. Что может иметь муниципальный бюджет с этого, и что для этого нужно?
Ответ: Нужно потратить 100 000 рублей и за неделю-другую расчистить ответвление от канала. Полученные в результате этого орошаемые 1000 га и уже имеющие орошение 1000 га сдать в аренду не тем, кто платит 200-300 рублей и живет жизнью рантье за счёт земли, не принадлежащей ему, а тем, кто готов платить 8000-10000 рублей — настоящим земледельцам. В результате бюджет получает ежегодно чистыми 15-20 миллионов рублей аренды плюс сотни сельских жителей — работу и достойный заработок, плюс тот же бюджет, дополнительно пополняемый за счёт появления приличной налогооблагаемой базы. А пока за все эти 2000 га муниципалитет будет иметь 400-600 тысяч рублей.
 Почувствуйте разницу.
 А если площадь подобных земель многие тысячи или даже сотни тысяч гектаров? В республике площадь сельхозугодий превышает 3 миллиона гектаров. Естественно, ценность их далеко не одна и та же. Где-то арендная плата может составить и триста рублей, а где-то и тридцать тысяч. Возьмём среднюю по республике, равную скромной 1 тысяче рублей. Значит, арендный потенциал всех земель тогда составляет свыше трёх миллиардов рублей. То есть, только за счёт правильного регулирования земельных отношений в бюджет может поступить как минимум в 6-7 раз больше, чем приносит туда же сегодня вся промышленность республики. (Я убеждён, что тысяча рублей — это цифра заниженная, и даже очень, но для правильной оценки нужна серьёзная работа.) То есть, деньги валяются буквально под ногами. Нужно просто их поднять. И это далеко не всё. Правильная арендная плата запустит заблокированный сейчас механизм оборота земель, и в конечном итоге они благодаря тому самому «эффекту горячей картошки» рано или поздно, но найдут своих наиболее эффективных арендаторов, что означает и рабочие места, и невиданный рост производства продуктов сельского хозяйства.
Для простоты подсчёта я не выделил отдельно земли, занимаемые муниципальными и республиканскими сельхозпредприятиями. Они, как правило, не арендуют земли, а платят земельный налог, привязанный к кадастровой стоимости. Здесь политика стимулирования должна вестись по тому же принципу, что предлагается и для промышленных предприятий, — пересмотр кадастровой стоимости. Если всё будет сделано правильно, то величина земельного налога для этих предприятий должна получиться сопоставимой с арендной и перед предприятиями встает дилемма — либо работать как положено, либо обанкротиться. Во всяком случае, бесконечное паразитирование на бюджете исключается.
(Продолжение следует)

Статьи из «Экономика»

«Честный знак»: стоит ли бояться?

24
Знакомая предприниматель, которая торгует женской...

Ключевые задачи выполнены

45
АПК Дагестана уверенно развивается по всем ключевым направлениям. Это заслуга в первую...

Инфляция, решение ЦБ и праздничный стол

10
Сегодня состоится очередное заседание Центрального банка России, на котором будет принято решение по ключевой ставке....

Экономический рост и федеральная поддержка

22
В последние годы Дагестан привлекает всё...

Пазлы горной экономики

63
Воздух становится гораздо теплее, дни длиннее, природа пробуждается, и всё вокруг...

Новые возможности энергетиков

12
Энергетический сектор – ключевой элемент устойчивого развития любого региона. Вот и в...

Укушенный змеёй боится верёвки

60
Такая вот у нас китайская рефлексия к инициативам,...

Скажем им спасибо

7
Согласитесь, наиболее негативные эмоции у многих из нас вызывает неустроенный быт....

Дагестан на пути к устойчивому росту

39
Календарную весну дагестанцы встречают с...

Дагестан строящийся и хаотичный

90
На очередном антикоррупционном форуме, а до этого в Общественной палате РД между коллегами во главе с председателем Азизбеком...