Ипотека и строительство: непропорциональные реалии
Так получается, что не всегда общероссийские тренды соотносятся с реалиями Дагестана. К примеру, если по всей стране ипотека становится менее доступной, банки ужесточают как требования, так и ставки, условия по ипотеке становятся хуже и в целом по стране наблюдается спад, то в Дагестане, судя по сообщениям отделения Банка России в РД, ипотечное кредитование растёт.
Всего за семь месяцев текущего года, по оценке Frank RG, ипотечные банки выдали 633 тысячи кредитов на 2,2 трлн руб. (–29 % к аналогичному периоду 2021 года). А вот портфель кредитов, выданных банками жителям Дагестана на начало октября 2022 года, составил 116,2 млрд рублей. Это на 15 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Основной вклад в прирост розничного кредитного портфеля в республике внес ипотечный сегмент, в том числе за счет действия льготных госпрограмм. За год он вырос на 22,8 %. Жители Дагестана взяли в банках ипотечных кредитов на общую сумму более 56,5 млрд рублей», – отметил Мурад Идрисов, управляющий отделением Банка России в Республике Дагестан.
И всё же темпы поубавились. Как сообщает банк, в сентябре 2022 года динамика потребительского кредитного портфеля была сдержаннее, прирост в данном сегменте составил 9 % в годовом выражении, достигнув 59,7 млрд рублей. Вырос также объем средств клиентов, привлеченных банками на территории республики на 1 октября 2022 года, цифра составила 128,5 млрд рублей, увеличившись за год на 12,6 % (общероссийский +5,5 %).
Как объясняют в отделении Банка России в РД, это в основном за счет роста остатков средств на счетах физических лиц (79 %), а в целом положительная динамика связана с тем, что у жителей Дагестана депозит в банке является традиционным способом накопления средств.
В переводе на обычный язык: свои сбережения дагестанцы держат в банке, а покупают квартиры в кредит. Между тем количество сданного в эксплуатацию жилья в Дагестане, напротив, идет на снижение. В этом отношении ипотечное кредитование в республике работает главным образом на вторичном рынке, тогда как по стране оно давно является инструментом поддержки первичного рынка недвижимости, то есть непосредственно стимулирует строительство жилья.
Как говорится, нет худа без добра, и дагестанцы, вопреки инфляции, а скорее в ее предчувствии, вкладываются в уже завершенное строительство. Эта ситуация отнюдь не снижает остроту дефицита недвижимости, а скорее, наоборот, ее усугубляет. При том, что темпы возводимого жилья в Дагестане падают (на инфографике), а цены неуклонно растут, социальный аспект вопроса возрастает. Речь о том, что цена квадратного метра при таком спросе растет, а объём недвижимости – нет.
В этой связи слова президента СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанова о необходимости принятия комплекса мер по поддержанию строительной отрасли Дагестана видятся вполне оправданными и своевременными. «То, что объемы возводимого и сданного в эксплуатацию жилья в 2022 году упали, явление для специалистов вполне закономерное и ожидаемое», – говорит он.
Дело в том, что подорожание стройматериалов, которое в 2020–2021 годах по некоторым позициям доходило до 70 процентов, сейчас усугубилось также ростом строительных услуг. К примеру, те же каменщики или плиточники чуть ли не в два раза подняли свои расценки, утверждает Шахбанов.
Ко всему, в городах несколько лет кряду существует мораторий на строительство жилья. «Всё понятно, с самостроем, незаконным строительством нужно бороться, – заявляет Али Шахбанов, – однако кто запрещает строить в рамках существующего законодательства о комплексной застройке территорий?»
– Строительство – это сложный технологический процесс, растянутый по времени, от этапа проектирования до реального возведения того или иного объекта проходят годы, что значит: упусти время сегодня – столкнешься с проблемами в ближайшем будущем. Лишенные ясности в перспективах строительства новых объектов, планов развития своих компаний строители под бременем навалившихся и существующих проблем могут сворачивать свои технические и иные ресурсы. Спад объема сдачи жилья тогда может быть куда значительней нынешнего, – предостерегает эксперт.
И с этим трудно не согласиться.