X
07:32 23.09.2022

Исторические полотна Мухтара Камбулатова

Живописная картина, повествующая об исторических событиях, способна сказать больше, чем детальный рассказ о них. Может, потому, что увидеть – куда важнее, чем услышать. К тому же живописцы стремятся не только показывать происходящее в то или иное время, но и передать атмосферу события, субъективное отношение к нему.

Огромную лепту в развитие исторической живописи Дагестана внесла династия Камбулатовых благодаря любознательности, научному интересу и неоспоримому таланту. В этой статье мы расскажем о сюжетах, написанных в разных стилях изобразительного искусства на реальные исторические события народным художником РД, членом Союза художников России, кандидатом педагогических наук Мухтаром Гаджиевичем Камбулатовым.

В экспозиции и фондах Дагестанского государственного объединённого музея им. А. Тахо-Годи имеется большое количество графических и живописных работ зарубежных, русских и дагестанских художников. В этой сокровищнице есть такие их творения: «Пленение Шамиля» немецкого художника Т. Горшельта, «Салтынское сражение», «Штурм аула Гимры» Ф. Рубо, «Выезд Умахана Великова из Хунзаха» М. Шабанова, «Шамхалы XII века» А. Мусаева; работы Камбулатовых – Гаджи (отец), его сыновей Мухтара и Мурада. Последняя работа, написанная художником Гаджи Камбулатовым с сыновьями в 1996 году для создаваемой Исторической галереи Дагестана, называется «Петр I у стен Дербента. 23 августа 1722 г.».

Картина эта глубокая, полная философского и психологического анализа. Для того чтобы лучше понять её смысл, обратимся к истории. На полотне запечатлён именно момент прибытия императора к стенам Дербента, жители которого – и стар и млад – вышли навстречу российскому самодержцу, а правитель города Имам Кули-бек приветствовал Петра I и вручил ему ключи от городских ворот.

Летопись, запечатлённая на холстах

– Идея создания цикла монументальных работ принадлежала министру культуры РД (1989–2006 гг.) Наиде Абдурахмановне Абдулгамидовой. Она была частым гостем в мастерской моего отца. Увидев наши работы, она предложила создать исторические картины, посвященные XVII–XVIII вв., – рассказал предысторию создания картины Мухтар Гаджиевич. – Моим непосредственным научным консультантом был советский и российский дагестанский учёный-историк, доктор исторических наук Магомедсалам Курбанович Умаханов, который как раз и занимался исследованием феодальных владений Дагестана, борьбы народов в 1600–1660 гг. против иранской агрессии.

Исторические монументальные полотна «Антитурецкое восстание в Дербенте, 1606 год», «Антииранское восстание в Кайтаге, 1659 год», «Бой кайтагцев с войском Надиршаха, 1741 год» и вышеназванная картина хранятся в Национальном музее Дагестана. Картины проникнуты сильными эмоциями и подлинным драматизмом.

Положить на полотно военные баталии у Мухтара Камбулатова мастерски получается, отмечает председатель Дагестанского отделения Союза художников России Курбанали Магомедов.

– Перед нами не картины о лихих воинах, запечатлённых на полях битвы, а горькая правда об ужасах войны. На этих холстах отражена летопись, которая должна помогать потомкам понимать, какова расплата за любую войну, – считает Магомедов. – Мухтар Гаджиевич работает, причём довольно активно, в жанрах пейзажа, натюрморта, но всё же отдаёт предпочтение исторической живописи. Он один из первооткрывателей исторической темы средневекового Дагестана, отразивший в своих произведениях богатую духовную культуру кавказских народов, сумевший передать дух эпохи, внутренний мир исторических персонажей.

Глубокий психологизм и многофигурные композиции

Почётное место в галерее художника занимают портреты, посвященные выдающимся дагестанцам. Значительное место среди них отведено серии портретов кайтагских уцмиев, в разные века повлиявших на общественно-политическую ситуацию в Дагестане.

– Несмотря на то что дагестанский народ весьма однороден по генетическому и антропометрическому типу, по внешности можно различить жителей разных сёл. Портреты уцмиев в большинстве своём писались по типажу, историческому образу. Это обобщённые образы исторических личностей, они изображены такими, какими могли быть, – рассказывает Камбулатов.

На сегодняшний день создано четыре портрета. Слева при въезде в Кайтагский район висит фотография портрета Ахмед-хана – политического и военного деятеля в истории Дагестана, одного из организаторов и идеологов антииранских восстаний в Дагестане. Справа – Рустам-хана, одного из руководителей обороны Дагестана от персидских захватчиков, ему принадлежит заслуга кодификации древнего права кайтагцев. При повороте в село Баршамай трудно не заметить портреты военачальника кайтагцев Хула Мухаммада и Амир-Хамзы, сына Хан-Мухаммада и внука Ахмед-хана Большого, значимого военного деятеля в истории Дагестана и Закавказья XVIII века.

Основываясь на принципах реализма, нередко художник изображает героев в традиционном интерьере или в национальной одежде. Это дань уважения к культурному наследию кайтагцев, традиционной вышивке, что сегодня переживает второе рождение.

Исторический жанр как высшая ступень достижений живописцев, по мнению автора, заслуживает отображения на холсте с глубоким внутренним смыслом. Знаменитые исторические полотна художника представляют собой сложнейшие клубки эмоций многих персонажей, комплекс переживаний, мыслей и чувств героев. Глубокий психологизм многофигурных композиций так захватывает зрителей, что часами заставляет рассматривать картину и удивляться ей, а после вновь и вновь открывать для себя что-то новое.

Останавливаться на достигнутом народный художник не собирается. В перспективе – создание панорамы Кала-Корейша, резиденции кайтагских уцмиев.

– Сейчас я работаю над изображением бытовой сцены. Замысел таков: передать архитектуру поселения, изобразить мирную жизнь. Ведь помимо военных действий в Кала-Корейше­ протекала и мирная жизнь, – подчеркивает Мухтар Гаджиевич.

Безусловно, историю Дагестана нужно изучать по учебникам, но, как оказалось, именно картины вызывают интерес к истории родного края, традициям, культуре и быту. Исторические полотна, без сомнения, формируют патриотическое сознание, историческую память у подрастающего поколения. А это так важно, особенно сейчас, когда предпринимаются попытки переписать эту самую историю.