Экономическая парадигма требует пересмотра
За прошлый год рост экспорта из нашей республики составил 20–30 %, сложилась устойчивая тенденция к росту. Ещё в январе этого года, накануне спецоперации на Украине, наблюдалось повышение этого показателя, однако чуть позже он снизился на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Такие данные привёл в ходе состоявшейся пресс-конференции руководитель Центра поддержки экспорта РД Руслан Абаскулиев. Журналисты говорили с руководителем ведомства о трудностях, возникших у дагестанских экспортеров в связи с внешними экономическими санкциями, выходе на новые рынки сбыта, показателях международных поставок наших предпринимателей за первый квартал этого года.
Ссылаясь на недавнее заявление первого вице-премьера России Андрея Белоусова, Абаскулиев привёл цифру падения объема российской промышленности – минус 11 % по всей стране. По словам Абаскулиева, уменьшение промышленного производства напрямую связано с тем, что многие отечественные экспортеры в своем производстве используют комплектующие из-за рубежа.
«До санкций Дагестан в основном сотрудничал в восточном направлении: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Саудовская Аравия и другие страны Азии и Ближнего Востока. На европейском рынке развивали торговые отношения с Германией и Италией. Поскольку мы оказались выбитыми из прежней торгово-экономической парадигмы, необходимо найти выход из сложившейся ситуации, менять географию экспорта нашей продукции», – считает Абаскулиев.
Центр поддержки экспорта РД, благодаря помощи федеральных властей, оказывает различные меры поддержки предпринимателям, которые экспортируют свою продукцию за границу. Помимо бесплатной консультации (куда подать заявку, как заполнить декларацию и прочие формальности) Центр полностью берёт на себя банковское сопровождение экспортного контракта. Как отмечает руководитель ведомства, немаловажной мерой поддержки со стороны государства является также организация бизнес-миссий. «Сейчас мы планируем организовать одну из таких бизнес-миссий в Узбекистан, а после в Азербайджан, Грузию и Казахстан», – поделился планами Абаскулиев.
Меры государственной поддержки будут касаться и логистики, заверил он. «Центр будет оказывать субсидии по выплате 80 % расходов на логистику предприятия. Резкое подорожание в этой области – это очевидный факт. В связи с этим мы берём 80 % логистики на себя. Оплачивать будем логистические расходы, относящиеся к территории РФ до границы. К примеру, если продукция отправляется в Казахстан через Омск и это стоит, допустим, 200 тысяч рублей, то Центр оплачивает 80 % этих расходов. Мы также будем оплачивать определённую арендную стоимость складов за рубежом», – сообщил глава Центра.
Исключительно высокий спрос, которым пользуются некоторые виды дагестанской продукции за рубежом, чиновник объясняет их отменным качеством и экологичностью. В качестве примера Абаскулиев приводит нашу баранину, которую арабы покупают с большой охотой, предпочитая ее австралийской. По сути дагестанская баранина закрепила за собой статус премиум-класса на заграничных рынках сбыта.
Руководитель Центра констатирует наличие достаточно большого объёма производства баранины. Что касается подорожания мяса, то тут речь идет о чистой воды спекуляции со стороны производителя, поэтому не совсем корректно связывать повышение цен на баранину с увеличением объёмов экспорта этой продукции, убеждён Абаскулиев.
В то же время он отметил, что не каждый производитель баранины экспортирует свою продукцию. Нужно иметь соответствующую лицензию, которую нелегко получить. По его данным, в республике существует только одна организация, которая имеет лицензию на экспорт. Вторая находится в процессе её приобретения.
Другой пример успешной организации экспорта – компания, производящая соки «Ambre», которая получила международный сертификат, позволяющий ей экспортировать свою продукцию в любую страну мира.
Руководитель Центра полагает, что заполнить вакуум в экспорте, образовавшийся после крайнего ухудшения отношений между Россией и Западом, быстро не получится. Экспорт сильно пострадал, и к всеобъемлющему замещению европейского рынка азиатским стоит относиться с осторожностью.
«Международные электронные площадки, через которые мы продавали некоторые виды товаров за рубеж, перестали быть доступными. На сегодняшний день, к сожалению, ни Ipay, ни Amazon не обслуживают наших предпринимателей. Например, раньше мы шторы отправляли в Англию и Америку. Теперь же сбыть дагестанские шторы и текстиль на некоторые рынки будет непросто, поскольку тот же Узбекистан является крупным производителем текстиля. Текстиль мы можем поместить на рынки Казахстана, там заинтересованы в наших товарах именно потому, что они значительно дешевле китайского и турецкого производства», – пояснил Абаскулиев.
В то же время он подчеркнул, что сегодня нет как такового эмбарго на экспорт российских товаров за рубеж. Охотнее покупатели забывают о всяких санкциях, когда дело касается уникальной продукции. Вопреки политической обстановке такая продукция экспортируется в европейские страны, ибо сохраняется достаточно высокий спрос. Банальным примером служат сепараторы, производимые в Дагестане, вывозимые в Венгрию, Румынию, на Кипр и в другие страны Европы.