В публикации, с которой настоятельно рекомендуем ознакомиться ее антигероев, речь шла о вопросах водоснабжения. Сегодня затронем не менее актуальную проблему – отключения электричества, затянувшееся решение которой сказывается далеко не лучшим образом на всех сторонах жизни дагестанцев.
Наша цель – донести до руководства республики сложившуюся ситуацию. В этой статье будет немало цитат и хронологии событий, в чем, уверены, читатель поймет, есть смысл.
Отключений не ожидаем
В январе 2024 года после масштабных отключений электричества, проводимых в рамках мероприятий по повышению надежности электроснабжения, Глава Дагестана Сергей Меликов озвучил претензии в адрес «РоссетиСеверный Кавказ» и дагестанского филиала компании – «Дагэнерго». Руководитель республики потребовал, чтобы они гарантировали завершение ремонтных работ в Махачкале, поскольку очередного продления срока ремонта сетей власти допустить не могут.
Курирующий сферу энергетики первый вице-премьер Манвел Мажонц, присутствовавший на совещании, напомнил представителям компании, что Сергей Меликов лично рассказал населению, что объём работ большой, соответственно, энергетикам потребуется два дополнительных месяца на реализацию обещанных мероприятий, которые должны были закончиться 28 декабря 2023 года.
«Вы подтверждаете, что к концу февраля (2024 года. – «ДП») меры по 22-м столичным фидерам будут реализованы?», – вопрос вице-премьера был адресован экс-директору «Дагэнерго» Магомедхабибу Мухумаеву. «Да, мы это подтверждаем. Постараемся даже до 25-го февраля завершить, чуть пораньше… И монтировать не просто так, а качественно, чтобы завтра к нам не было претензий ни от администрации (Махачкалы. – «ДП»), ни от республики…»
«Вы слово дали… Население не должно бесконечно входить в ваше положение. И основной вопрос населения: 22 линии мы уже починили, на этих линиях аварий больше не будет? Летом отключения в связи с летним пиком будут или не будут? Простые вопросы. Можете на них ответить сейчас? Чтобы и население понимало, чем ему жертвовать…», – поинтересовался Манвел Мажонц.
«Рассчитываем, что мероприятия позволят отойти от летних ограничений. До конца мая мы должны заменить два трансформатора на подстанции «Новая» и «Приморская». Это позволит уйти от ограничений…», – ответил Мухумаев.
Гендиректор ПАО «Россети Северный Кавказ» Роман Левченко дополнил: «Там, где мы выполнили мероприятия, мы не ожидаем, соответственно, отключений…».
На том совещании Глава Дагестана в довольно жесткой форме пояснил энергетикам, что для человека, лишенного доступа к электроснабжению, совершенно не имеет значения, по какой причине в его жилище отсутствует тепло в зимний период или происходит порча продуктов в летний зной: из-за внезапной аварии или запланированного прекращения подачи энергии.
Представители «Россетей» слово свое не сдержали. Там, где они выполнили мероприятия, как докладывал господин Левченко, отключения по-прежнему регулярны. В ряде случаев ситуация только ухудшилась, что никак не вяжется с нынешними заявлениями главы Минэнерго Дагестана Марата Шихалиева. На недавнем совещании по актуальным вопросам ЖКХ и рекламной деятельности Шихалиев доложил премьер-министру Дагестана АбдулмуслимуАбдулмуслимову о ситуации с энергоснабжением в регионе на фоне повышения температуры.
Горячее лето 2025-го
Повышением температуры, как мы привыкли слышать, у нас уже считается даже 30-градусная отметка на термометре летом – аномалия, считают энергетики.
«Во время прохождения периода высоких температур зафиксирован ряд технологических нарушений. Тут нужно отметить, что, к счастью, обошлось пока без массовых отключений. Но, к примеру, в Унцукульском, Кумторкалинском районах и в Махачкале количество отключенных потребителей все-таки было значительным. А в отдельных случаях, что еще более вызывает наши недовольства, это то, что время восстановления энергоснабжения существенно превышало допустимые значения. Причины здесь самые разные: от вмешательства третьих лиц до низкой квалификации работников, приезжающих на место устранения нарушений. Это приводило, безусловно, к объективному и справедливому недовольству граждан. И это еще раз нам указывает на то, что в этом направлении нам еще очень серьезно нужно работать, а в отдельных случаях сетевая компания должна переформатировать свою работу», – сказал, в частности, Шихалиев.
Он также отметил, что основная задача сегодня – продолжить реализацию тех программных мероприятий, которые уже несколько лет проводятся в республике.
«Мы видим эффект: если сравнить ситуацию с аналогичными погодными условиями 2023 года, то количество технологических нарушений, количество отключенных потребителей кратно, где-то в десятки раз, ниже, чем два года назад», – подчеркнул он, вновь добавив, что впереди предстоит еще большой объем работы.
Вернемся в 2023 год. На пресс-конференции в «Дагестанской правде», обсуждая с журналистами причины массовых ограничений энергоснабжения тем летом, Марат Шихалиевзаявил, что в июле-августе произошло около 450 отключений электроэнергии – это в несколько раз выше, чем за аналогичный период предыдущего года, подчеркнул глава Минэнерго.
Наши дни. На прошлой неделе руководитель ЦУРаИсрафил Исрафилов сообщил, что в период с 1 июня по 16 июля в сфере энергоснабжения ЦУР зафиксировал 2576 обращений. Абсолютным лидером стала Махачкала, тут количество обращений остается критическим – 1827, в топ-5 также вошли Каспийск – 115, Новолакскийрайон – 45, Дербент – 44, Хасавюрт – 21.
По словам Исрафилова, только за период с 14 по 16 июля зафиксировано порядка 600 обращений граждан по факту отключения электроэнергии. Подчеркнем: 600 обращений только за два дня и 1827 – за две недели. При этом глава Минэнерго утверждает, что «количество технологических нарушений, количество отключенных потребителей кратно, где-то в десятки раз, ниже, чем два года назад»… То есть 1827 меньше 450 (?)
По мнению Исрафилова, существующие мощности и инфраструктура не справляются с пиковым потреблением. «При сохранении сложившихся погодных условий прогнозируется дальнейший рост количества аварийных отключений и, как следствие, обращений граждан. Риск перерастания локальных сбоев в системный кризис энергоснабжения существенно возрастает», – обращает внимание руководитель ЦУР.
На те же грабли
В январе 2023 года Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимовраскритиковал работу филиала ПАО «РоссетиСеверный Кавказ» – «Дагэнерго» из-за возникшего в республике энергетического кризиса. Также он напомнил руководителям министерств и ведомств: «Мы здесь нанятые дагестанским народом чиновники, мы здесь работаем во благо дагестанского народа…». Абдулмуслимов подчеркнул, что разделяет негодование дагестанцев, которых отсутствие тепла и света вынудило перекрыть трассу.
Тогда за двое суток поступило более 69 тысяч звонков по вопросам аварийных отключений из 49 населённых пунктов 12 муниципалитетов. В ответ директор филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» Максим Долголев (на январь 2023 года. – «ДП») сообщил, что филиал справляется и все необходимое для этого есть.
Абдулмуслимов: «Как вы справляетесь, если полреспублики без света?! Максим Сергеевич, так не пойдёт. Ничего вы не выполнили, вот результат вашего выполнения. 80 тысяч населения республики при минусовой температуре без света, без газа и воды. Вот результат вашего доклада и деятельности вашего учреждения…», – отреагировал премьер.
Выступление Долголева прокомментировал и первый вице-премьер Манвел Мажонц: «Недостаточное внимание было уделено замене проводов, много подтеканий на подстанциях, что приводит к коротким замыканиям и отключениям трансформаторных подстанций. Основная претензия – к энергетической компании, они работают как бы сами для себя, сами по себе. Должным образом не налажена работа по обмену информации с ЕДДС и МЧС», – выразил недовольство Мажонц.
«Что касается генераторов, то, когда отключается свет, Россети подгоняют туда генераторы и обеспечивают свет на время проведения ремонтных работ при помощи генератора, и таким образом люди не остаются без света сутками. Такая практика есть в Россетях, но почему-то в нашей республике эта услуга не оказывается. То есть, по их мнению, население подождет, когда Россетисосредоточатся, соберутся, поедут, материалы соберут. Это недопустимо! В большинстве случаев генератора средней мощности достаточно, чтобы дать минимальную электроэнергию», – подчеркнул Мажонц.
Подключенный к совещанию в режиме видео-конференц-связи заместитель гендиректора ПАО «Россети Северный Кавказ» по взаимодействию с органами власти Сергей Поляков заверил, что компания проведёт глубочайший анализ… Кслову, анализ произошедшего этой весной энергетического коллапса, когда после ливней некоторые потребители остались на несколько дней без электричества, пообещал провести и министр энергетики Дагестана. И здесь тоже место многоточию.
Нехватка честности
Между тем в Россетях неоднократно заявляли, что для компании обеспечение Дагестана бесперебойной подачей электричества – вопрос особый. Мы хорошо помним доводы, которые озвучивали в 2023 году ее представители, когда только начался затянувшийся до сих пор процесс по повышению надежности электроснабжения. Напомним, завершить его обещали в начале 2024 года.
О том же, насколько для Россетей важно то, о чем они заявляют, можно сделать вывод на примере Дербента. Буквально на днях, говоря о ситуации с электроэнергией в городе, мэр Ханлар Пашабеков опубликовал пост в Телеграме.
«С наступлением лета участились отключения электричества в городе. Сегодня, в разгар туристического сезона, энергетики начали вводить веерные отключения, ссылаясь на перегрузку сетей и «аномальную жару», хотя погодные условия пока далеко не экстремальные.
Как говорят энергетики, основная проблема – нехватка мощностей. Получить технические условия на подключение к электросетям сегодня в Дербенте практически невозможно, даже для социальных объектов. Между тем город активно развивается: строятся школы, детские сады, новые микрорайоны, реализуются крупные инвестпроекты. Но ответ один: мощностей нет.
Мы давно предложили конкретное решение. Администрацией города построена новая подстанция «Северная-2» мощностью 25 МВт. Она может значительно улучшить ситуацию. Мы готовы передать её в собственность Россетейабсолютно бесплатно. Просто подключите её к общей сети.
Однако на наши многочисленные обращения мы получаем формальный ответ: в подключении нет необходимости. В итоге вместо подключения готового объекта жители Дербента продолжают регулярно оставаться без света, а значит – без воды, интернета и других базовых услуг.
Публично обращаюсь к энергетикам: подстанция «Северная-2» построена и готова. Заберите, подключите и обеспечьте стабильное электроснабжение города. Дербент и его жители этого заслуживают».
Согласитесь, ситуация более чем странная. Очевидные проблемы есть, решение муниципалитетом найдено. Тогда как объяснить нежелание энергетической компании поставить точку и закрыть вопрос с регулярными отключениями в городе? Что это, если не убеждение в том, что заверения в важности обеспечения Дагестана бесперебойной подачей электричества для энергетиков – не более чем фикция?
К слову, под конец 2023 года редакция «ДП» при подготовке очередного материала направила запрос генеральному директору ПАО «РоссетиСеверный Кавказ» Роману Левченко. Пояснили следующее: «Дагестанская правда» готовит материал о состоянии и перспективах развития электроснабжения республики. В связи с этим просим Вас проинформировать:
– какие финансовые средства были потрачены на развитие электросетевого комплекса республики в целом и города Махачкалы в частности за последние 5 лет;
– как реализованные мероприятия повлияли на улучшение ситуации в сфере электроснабжения потребителей республики и столицы региона;
– какие средства и какие мероприятия запланированы на самое ближайшее время для бесперебойной подачи электричества в Дагестане».
В ответе за подписью исполняющего обязанности заместителя директора – главного инженера «Дагэнерго» А. Калаушина (на тот момент) компания предсказуемо предпочла не замечать главного вопроса – где внушительные суммы, выделенные ранее, и на что их тратили, «повышая надежность». Вместо этого начали и закончили тем, сколько кто задолжал, пожаловались на бесконечную непогоду, бесхозяйные объекты и майнеров.
Впрочем, когда речь заходит о финансовых вопросах, ничего удивительного в повышенной секретности нет, если учесть тот факт, что и узнать о месте, где конкретно проводятся аварийные работы, тоже нельзя без предварительного согласования.
На прошлой неделе, в период, когда в день по нескольку раз разные районы Махачкалы были обесточены, мы обратились к операторам Единого контакт-центра «Дагэнерго». Пояснив, что готовим публикацию о частых отключениях электричества, попросили сообщить адрес, где, как заверили сотрудники центра, ведутся работы в Редукторном поселке. В ответ нам посоветовали обратиться в отдел по взаимодействию со СМИ. Более чем странная переадресовка. Тем не менее мы задали еще один вопрос: объясняется ли необходимость получать разрешение тем, что работы ведутся на каком-то режимном объекте, или тем, что работа ремонтных бригад приравнивается к деятельности секретных служб? Ответ был слово в слово тем же.
Справедливости ради заметим, что специалисты упомянутого центра работают оперативно. Что есть, то есть. На сообщения об отключениях реагируют в среднем за 3–5 минут, в большинстве случаев информируют о сроках возобновления подачи электричества. Тактичность и здравый смысл присутствуют. Хотя выдержать накал страстей в канале дико тяжело. Обесточенные граждане обрушивают на операторов весь свой гнев, не всегда осознавая, что они-то точно непричастны к тому, что происходит.
Что нам светит?
Излюбленная фраза энергетиков «несмотря на проводимую работу, наблюдаются аварийные отключения электричества» и ничего за ней не следующее говорит о полном отсутствии поиска дальнейших решений. Нынешнее лето переняло эстафету у лета предыдущего, количество аварий на энергообъектах в той же Махачкале не уменьшилось, хотя прошло два года, как горожан испытывали на прочность, проводя мероприятия по подготовке к пиковым нагрузкам, которые, кстати, проходили и проходят в период этих самых пиковых нагрузок. Должного результата нет. К тому же так называемые «плановые ограничения электроснабжения», которые в Дагестане должны были закончиться еще в начале прошлого года, стали дурной привычкой. И надежды на то, что от нее избавятся, нет никакой.
Напрашивается вполне логичный вывод: энергетики просто обманывали людей, когда обещали, что все проводимые работы приведут к более надежному электроснабжению. И абсолютно неважно, что было сделано, если третий год кряду Махачкала существенную часть времени проводит без электричества и воды. А это столица республики с претензией на звание одного из главных туристических городов страны.
Как доказывает практика, уголовным преследованием проблему не решить, что уж говорить о некрепком слове, данном энергетиками. Относиться с пониманием к отключениям можно было бы в том случае, если бы ситуация заметно улучшилась, но увы. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с комментариями в чате Единого контакт-центра«Дагэнерго». Если, конечно, информация «случайно» не исчезнет, как это случилось у Единого оператора водоснабжения после 3-дневного отсутствия воды в Махачкале.
Как вариант могу пригласить погостить в своей квартире на Редукторном каждого, кто считает, что отключений стало кратно меньше. Пройдемся по дворам, опросим потребителей, выясним ситуацию на местах, если, конечно, это не претит статусу чиновника.
Когда же в махачкалинской администрации призывают свести до минимума потребление электричества, стоит предпринять следующее. Раз уж каждая лампочка делает погоду, на время аномальной жары следует в дневное время, когда работают государственные и бюджетные учреждения, закрывать все заведения общепита. Считайте, что у нас вторая ураза. И следовало бы объяснить гражданам потребителям, вечерами сидящим на окраинах без света, почему его не отключают в центре в бесконечных ресторанах и кофейнях? А ночью нужно отключать все рекламные вывески и ни для кого не горящие миллионы ламп в тех же магазинах одежды и подсветки на домах. Еще раз: если каждая лишняя лампа играет роль.
Уважаемые энергетики, когда вы взываете к пониманию и терпению, поймите, что год за годом вы обращаетесь к беременной женщине, которая три раза подряд застряла в старом лифте с коляской и 2-годовалым ребенком на руках. Три дня подряд! Или отцу пятерых детей скажите, который один тянет семью на МРОТ и вынужден выбрасывать протухшие в холодильнике продукты. Скажите это людям, чья мать прикована к постели, а противопролежневыйматрас под ней не работает по причине отсутствия электричества. Скажите это грудным детям, которых мать не может кормить, потому что в доме нет возможности пользоваться кухонной плитой. Скажите это тем, кто с 14 этажа вынужден на носилках спускать родителей-инвалидов, чтобы погрузить их в «скорую». А потом поднимает обратно. Скажите это сердечникам, которые задыхаются в раскаленных квартирах, дыша дымом дизельных генераторов магазинов, расположенных под окнами. Наконец, скажите это ребятам из ремонтных бригад, которые круглый год и 24 часа в сутки в нечеловеческих условиях и за мизерную зарплату латают ваши энергетические дыры.
Вам же легко взывать к пониманию и терпению из своих уютных прохладных кабинетов. Вам, бесплатно подключенным к тарифу «Все включено», невдомек, как люди выживают в будни в условиях бесконечных обесточиваний. Вам невдомек, в каком состоянии рядовой гражданин потребитель выходит в понедельник на работу после чудовищных выходных без света, воды и сна.
Давайте и мы призовем вас к пониманию того, что люди бесконечно устали от отсутствия элементарных условий, которых вы их лишаете. Вы лишаете нас права на нормальную жизнь. «Граждане потребители», как вы привыкли нас называть, представить себе не могут, что где-то есть места, где можно жить, не опасаясь регулярных отключений электричества. Многие из нас группу собственной крови не знают, но разбуди любого среди ночи, ответит, какой фидер питает его дом.
Вы уже использовали все возможные формулировки, причем каждый раз их смысл смягчается. Регулярные аварии стали называться «технологическими нарушениями», а тотальные отключения – «ограничениями электроснабжения». «Небольшая часть населения, оставшихся без электричества» для вас – это десятки тысяч человек.
К оправданиям, связанным с изношенными сетями, вы добавили аномальные погодные условия, которые в большинстве случаев нельзя назвать аномальными. Ваши технологические нарушения происходят на фоне самых что ни на есть благоприятных погодных условий – в полный штиль при температуре +23 градуса и отсутствии осадков.
Говорим от лица всех дагестанцев: мало верится в то, что к 2027 году вы сможете гарантировать нам стабильное, бесперебойное и качественное электроснабжение, потому что три года бесконечных работ по повышению надежности видимых результатов не дали. Повторимся, где-то ситуация только ухудшилась. Доказательства – в сообщениях на канале Единого контакт-центра «Дагэнерго».
Терпения нам не занимать. Мы чемпионы мира по сабуру. Стоимость услуг ЖКХ этим летом снова баснословно выросла. Не пора ли уже гарантировать их качественное предоставление? Или нам ничего не светит?