К зиме готовы. Но не забывайте о бдительности
До конца 2019 года в Дагестане по программе газификации Газпрома будет введено 14 новых объектов. Это значит, что порядка трех тысяч домовладений получат в свои дома газ. Однако на этом позитивном фоне проблемы газовой отрасли, неплатежи пока остаются в ряду актуальных вопросов. К тому же зима на подходе. Готовы ли газовые сети Дагестана к холодам? На этот и другие вопросы отвечает исполнительный директор ООО «Газпром газораспределение Дагестан» Ризван ГАЗИМАГОМЕДОВ.
– К осенне-зимнему периоду газовые сети, находящиеся в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Газпром газораспределение Дагестан», готовы, – говорит он. – Существенную поддержку для подготовки газового хозяйства перед началом отопительного периода нам оказал «Газпром межрегионгаз». Из различных регионов страны к нам были направлены дополнительные мобильные бригады для проведения технических работ.
Совместными усилиями мы, как и обещали, завершили подготовку к зиме. Однако проблемы есть: изношенность газовых сетей республики составляет 70%, они подлежат замене. Для наведения порядка в газовых сетях нужны немалые средства и принятие соответствующих программ по реконструкции. Мы рассчитываем, что совместно с Правительством Республики Дагестан и ПАО «Газпром» такая программа будет принята.
– Сбои в газоснабжении за последние два-три месяца, которые наблюдались в городах и нескольких районах республики, имеют общую причину?
– На сегодняшний день компания «Газпром газораспределение Дагестан» обслуживает 12 455 км газовых сетей, собственниками которых являются Минимущество РД и муниципальные образования. Газораспределительные сети, как я уже говорил, сильно изношены и нуждаются в капитальном ремонте, а где-то и в полной реконструкции. Остро стоит вопрос с бесхозяйными сетями, состояние которых также не соответствует нормативным требованиям. В комплексе эти проблемы является первопричиной сбоев в режимах газоснабжения в городах Хасавюрте, Избербаше, Кизляре, Дербенте, Кизилюрте и в других населенных пунктах.
– Проблемных вопросов много, а с чего начали наводить порядок?
– Проанализировав ситуацию, мы разделили все проблемы на три крупных блока. Необходимо наладить нормальные рабочие конструктивные отношения с Правительством РД. Есть понимание, что надо решить с Правительством блок вопросов по аренде газовых сетей. Второй комплекс вопросов связан с тарифами. При текущем уровне тарифа деятельность по транспортировке газа является убыточной. Необходимо утвердить в ФАС экономически обоснованный тариф, и понимание этого есть у всех заинтересованных сторон. До конца года подадим заявку на получение нового тарифа.
Третий блок – это внутренняя работа в самой компании. Наведение элементарного порядка на каждом участке. Надо добиться прозрачности деятельности нашей организации. В этой работе мы опираемся на обратную связь с населением. Мы работаем над тем, чтобы каждый абонент мог через сайт gro05.ru зайти в личный кабинет, узнать состояние своего лицевого счета, увидеть свою задолженность, свои платежи и решить в онлайн-режиме большинство вопросов.
Не менее важен вопрос контроля за безопасным использованием газа нашими потребителями. Наша задача – максимально способствовать исключению самой возможности трагических случаев, которые связаны с нарушением правил безопасного использования газа в быту, а также с использованием несертифицированного газового оборудования.
Мы вышли с инициативой в адрес Правительства РД о запрете продажи и ввоза иранских отопительных котлов, из-за которых пострадало немало людей. Использовать их запрещено, это оборудование не сертифицировано и не отвечает требованиям безопасности, не оснащено автоматикой безопасности, обеспечивающей прекращение подачи газа при отсутствии тяги в дымоходе.
Другая задача, которую необходимо решить, создание современной системы контроля и учета поставок газа. Мы сформировали план мероприятий для достижения этих целей, и часть пунктов плана уже реализуется. С лета текущего года совместно со специалистами региональных компаний Группы «Газпром межрегионгаз» работаем над снижением потерь газа. Ведется контроль поставок и потребления газа в самых проблемных балансовых зонах.
– Кто в лидерах по формированию потерь?
– Например, теплицы. Проблема не нова, она на слуху. В одном только Карабудахкентском районе поставщику газа нанесен ущерб в объеме порядка 500 млн рублей. Это, конечно, недопустимо. Поэтому сегодня мы работаем над тем, чтобы кардинально исправить ситуацию.
– Задачи непростые, на что вы опираетесь в своей работе?
– Прежде всего на коллег-профессионалов, с которыми работаю. Старый лозунг «Кадры решают всё» актуален и сегодня. Нужны подготовленные кадры, профессионалы своего дела. И, конечно же, без помощи муниципальных образований нам не обойтись.
Хочу напомнить, что согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлению Правительства РФ № 1314 ответственность за газоснабжение населения возложена на глав муниципальных образований. Но на местах не знают об этом. Или делают вид, что не знают. Только совместная работа может быть результативной.
Также мы должны опираться и на современные технологии. Например, сегодня мы решаем вопросы внедрения системы автоматического учета газа, в работе которой максимально исключен человеческий фактор.
– Ризван Казимович, на пороге зима, а обращение с газом требует внимания и осторожности. Что бы вы посоветовали потребителям?
– Газ не прощает небрежного, безответственного отношения. Когда один из жильцов многоквартирного дома игнорирует процедуру регулярного профилактического осмотра внутридомового газового оборудования (ВДГО), пострадать могут все. Экономия на профилактике газового котла или плиты может обернуться непоправимой трагедией.
Основные причины несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций – отравление угарным газом из-за неисправности оборудования, дымоходов и вентиляционных каналов, хлопки газовоздушной смеси в жилых зданиях. Безопасное состояние внутридомовых и внутриквартирных газовых сетей и оборудования можно обеспечить только при условии периодического технического обслуживания специализированной организацией. Для этого необходимо своевременно заключать договор на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО. Более того, согласно постановлению Правительства № 410 от 14 мая 2013 года потребитель газа обязан иметь договор на техническое обслуживание газового оборудования.
Проводимые специалистами «Газпром газораспределение Дагестан» профилактические работы гарантируют сохранность вашего здоровья и имущества.
– Куда надо обращаться, чтобы заключить договор на техническое обслуживание ВДГО?
– Заключить договор на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового или внутриквартирного газового оборудования можно, обратившись лично в газовую службу по месту жительства. Адреса, номера телефонов и режим работы газовых служб размещены на официальном сайте ООО «Газпром газораспределение Дагестан» gro05.ru в разделе «Контакты». Также на сайте Общества можно узнать об услугах в области газоснабжения и действующих тарифах на них.
В завершение хотелось бы призвать жителей нашей республики к необходимости соблюдения правил безопасности при использовании газа в быту. При возникновении аварийной ситуации, обнаружении запаха газа вызывайте аварийную службу вне загазованного помещения по телефону 04, с мобильных телефонов – 104, единый номер Службы спасения – 112. Аварийная служба работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней.