Как избежать долгов за свет. В этом могут помочь новые технологии оплаты
По данным компании «Россети Северный Кавказ», общая просроченная задолженность за электроэнергию в Дагестане только по прошлогодним данным достигла 8,3 млрд рублей. При этом общая задолженность всех потребителей республики перед компанией, если учесть весь период работы прежнего поставщика – ПАО «ДЭСК», составила на середину 2023 года более 20 млрд рублей.
Суммы, как видим, баснословные, и на фоне того, что население крайне негативно отзывается как о работе энергетиков, так и по поводу многочисленных аварий в сетях, это выглядит нелогично. Не готов оправдывать кого-либо, но очевидно, что в сложившейся ситуации виноватых много. Впрочем, не об этом сегодня, а о том, как проблему не усугубить, а разрешить.
Дело в том, что в нынешнем цифровом веке во многом размеры задолженностей обусловлены или даже прямо пропорциональны возможностям потребителей оплачивать оказанные услуги. В этом отношении реализация проекта внедрения единого платежного документа в городах Каспийске и Дербенте делу однозначно помогла.
Напомню, что Единый платежный документ (ЕПД) – это квитанция за жилищно-коммунальные услуги, которую каждый месяц получают жители. В ЕПД указаны имя собственника, адрес квартиры (помещения), код плательщика, список услуг и период, за который сформирован документ. По каждой услуге указаны объем потребления за период, стоимость за единицу (тариф) и сумма.
Однако если москвичи ЕПД могут найти на официальном сайте мэрии столицы, где также заказать и оплатить ЕПД онлайн, то в Дагестане документ доставляется почтой.
При этом мои коллеги, проживающие в Каспийске, утверждают, что они не всегда и везде могут оплатить услуги в одном окне. В отдельных домах, хотя и поступают ЕПД, каспийчанам приходится выстаивать очереди в расчетных центрах. Что уж говорить об оплате онлайн.
Между тем москвичи могут оформить подписку на уведомления по электронной почте и смс. Есть у них возможность загрузить весь платежный документ в формате PDF, а в мобильном приложении «Моя Москва» можно получить ЕПД и передать показания счетчиков. Помимо этого, они могут оплатить ЕПД на сайте
госуслуг или через приложение.
Махачкалинцы и жители других городов Дагестана, увы, такой возможности лишены. Форма ЕПД пока здесь не функционирует. За электроэнергию, к примеру, людям нужно платить в расчетных центрах. Где-то ряд коммунальных услуг можно оплатить в управляющих компаниях, сделать это в одном окне не везде возможно.
Между тем решением, облегчающим потребителям оплату, могут служить онлайн-сервисы электронных платежей. Однако, как показала практика, и здесь есть масса подводных камней. И нужно быть осторожными! Не с каждого сервиса платеж может дойти до адресата. К примеру, как заявляют в компании «Россети – Северный Кавказ», платить следует исключительно на сайте компании https://fl.gp-lc.rossetisk.ru/. Ну и ещё через сервисы Сбербанка и мобильного приложения «Свет онлайн».
Самое интересное в этой истории, что сторонние сервисы не отказываются принимать платежи за электроэнергию. Напротив, в них это осуществить гораздо удобнее и проще. И уведомление о том, что зачисление прошло, там работает без сбоев. На сторонних сервисах, коих масса, как правило, автозаполнение реквизитов явно удобнее. Однако оплаченные суммы, хотя и доходят до счета потребителя, не зачисляются как платеж. Как выяснилось, для этого нужно всё же посетить компанию.
Так, к примеру, коллеге пришлось несколько раз ездить в Хасавюрт, чтобы сверять платежи. Иного варианта оплатить услуги на неоформленную на него квартиру отца у него не было. И подобных нюансов в жизни бывает много. Между тем сколько иногородних сыновей могли бы оплачивать онлайн услуги своих родителей. Да и дагестанцы, проживающие, как говорится, дома, –
мы ведь чемпионы по онлайн-шопингу по СКФО. Так к чему усложнять признанную и сделанную для упрощения систему электронных платежей? Соответствующим структурам, считаем, следовало бы обратить внимание на это и устранить негативные явления.