Как остановить долговую рулетку?
Наверное, нет ничего хуже висящих дамокловым мечом над душой человека долгов. Речь, конечно, не о сотне-другой перехваченных у соседа до зарплаты, – это не беда. А вот когда приходит многотысячный счёт за неуплату каких-либо услуг коммунальной организации, тогда это становится головной болью и поводом для нервных расстройств.
Подобное случилось с жильцами старого 3-этажного дома № 46 по ул. Пушкина в Махачкале. В их домостроении, история которого насчитывает едва ли не сто лет, давно всё обветшало и пришло в негодность. Это бывшее общежитие еще советской «Дагрыбы», которое, по утверждению жильцов, находится в аварийном состоянии.
Вот что говорят об этом сами жильцы: «Дом старой планировки, построен из дербентского камня с деревянными и камышовыми перегородками и перекрытиями. Всё это находится в ветхом состоянии, постоянно обрушивается. Кровля протекает, и во время дождей вода льется в квартиры. Когда на улице низкая температура, в квартирах холодно и сыро. Отопительная система плохо работает, батареи чуть тёплые, а в местах общего пользования их нет вообще. Проводка ветхая и не соответствует стандартам, уже был пожар в доме из-за неё. Капитальный ремонт дома не проводился, хотя все сроки эксплуатации давно вышли».
Некогда богатая организация «Дагрыба» использовала это здание как общежитие и предоставляла комнаты многодетным сотрудникам. С момента распада Советского Союза «Дагрыба» не могла содержать данное строение и сняла указанный дом со своего баланса. Здание административное, оно предназначалось для временного проживания. Примерно с 1991 года комнаты, предоставленные сотрудникам данной организации, были приватизированы жильцами. Содержанием и эксплуатацией жилого дома занимается домоуправление ЖЭУ-19. Согласно письму Минстроя России от 22.09.2015 № 30396–ОЛ/04 минимальный перечень услуг и работ, которые должно выполнять домоуправление по содержанию общего имущества в надлежащем виде – это работы, необходимые, чтобы содержать в порядке несущие конструкции дома: фундамент, стены, крыша и другие элементы, контролировать и заменять вышедшие из строя датчики, электропроводку. Однако качество оказываемых домоуправлением услуг не соответствует предписанию. Полы дырявые насквозь, с третьего этажа пробивается свет на второй этаж, поэтому сами жильцы покрыли полы линолеумом, так как перекрытие из дранки. Условий в каждом приватизированном объекте нет, кухня и туалеты общие и также находятся в аварийном состоянии. Нет двора, негде детям играть, с одной стороны типография, а с другой жильцы первого этажа огородили территорию для своих целей.
Люди живут в постоянном страхе – либо потолок обрушится на головы, либо кто-нибудь провалится на этаж ниже, либо сгорят в пожаре. В доме живут малолетние дети, старики, инвалиды
Люди живут в постоянном страхе – либо потолок обрушится на головы, либо кто-нибудь провалится на этаж ниже, либо сгорят в пожаре. В доме живут и малолетние дети, старики и инвалиды.
На самом деле, глядя на это домостроение, понимаешь, что его проще снести, чем пытаться восстановить. Но обосновавшиеся на первом этаже коммерческие организации, конечно же, не заинтересованы в его сносе, и поэтому здание определили под капитальный ремонт. А раз так, то и жильцам вменили в обязанность ежемесячную плату за капремонт. Жильцы же, не видя никакой заботы со стороны коммунальных служб, самостоятельно латая дыры, понятное дело, ничего не платят. Так и живут.
Но вдруг пришли баснословные счета по оплате долгов за капремонт. Для людей это было как гром среди ясного неба. Они недоумевали и негодовали. Так, хозяйка одной из квартир дома Тамара Исаева, имея в собственности помещение площадью 27,6 кв. м, должна была заплатить Дагестанскому фонду капитального ремонта 14133 рубля и 2 копейки. Это было начислено за период с 2015 года, включая пеню. Тамара Григорьевна с этим согласиться не могла…
С ней согласилась и мировой судья судебного участка № 97 Ленинского района Махачкалы К. М. Шаидханова, которая, рассмотрев это гражданское дело, пришла к выводу, что Т. Г. Исаева ничего платить не должна. Вот фрагменты решения суда:
«…Судом установлено, что с заявлением о выдаче судебного приказа по указанной задолженности истец (фонд) обратился 18.04.2019 г., определением суда от 09.09.2019 г. судебный приказ был отменен ввиду поступивших возражений Т.Г. Исаевой.
Поскольку судебный приказ был отменен 09.09.2019 г., а обращение в суд с настоящим иском последовало только 22.02.2022 г., то есть более чем через 6 месяцев после отмены судебного приказа, срок исковой давности подлежит исчислению в общем порядке, т.е. с 22.02.2022 г. (дата подачи иска) – 3 года».
«Таким образом, суд в связи с истечением срока исковой давности отказывает во взыскании с Т. Г. Исаевой задолженности по капитальному ремонту за период с апреля 2015 года по январь 2019 года, а требования о взыскании с Т. Г. Исаевой задолженности за период с февраля 2019 года по сентябрь 2021 года оставляет без рассмотрения.
Согласно п.1 ст. 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
Таким образом, суд пришел к выводу об отказе требования истца о взыскании пени за период с апреля 2015 года по январь 2019 года, а требования о взыскании с Т. Г. Исаевой пени за период с февраля 2019 года по сентябрь 2021 года оставляет без рассмотрения».
После всех судебных перипетий жильцы дома № 46 по ул. Пушкина намерены обратиться с заявлением к мэру г. Махачкалы С.К. Дадаеву, чтобы он посодействовал в проведении экспертной комиссии по оценке истинного состояния их домостроения, а уж потом вынесения решения о судьбе дома: подлежит ли он капитальному ремонту или сносу. От результатов этого зависит судьба жильцов. От статуса домостроения, который определит компетентная комиссия, зависит и то – должны ли жильцы платить взносы за капремонт.
Когда речь идёт о прочных многоквартирных домах, тогда нет поводов для неуплаты положенных налогов. Тут, как говорится в телевизионной рекламе: «Заплати налоги и спи спокойно!». Но если люди мучаются в неуюте развалюх, то рациональнее и правильнее будет переселить их в новое жильё, а не вешать на них, и без того обремененных постоянным латанием полов, стен и крыши, неоправданные долговые вериги.