Как развиваться Дагестану
Страна вступила в новый этап развития. Как руководство к действию принят Указ Президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где поставлены очень амбициозные задачи. Раньше, чем Стратегию – 2035, нам следует составить план: как достичь показателей к 2024 г. согласно Указу В. Путина.
Планы на перспективу
Президентом Российской Федерации новым и.о. Главы Республики Дагестан назначен Владимир Васильев, имеющий огромный опыт и авторитет в России и в мире. Утвержден новый Председатель Правительства РД Артём Здунов, очень грамотный, амбициозный специалист, работавший ранее министром экономического развития Татарстана. Руководство Дагестана уже приступило к составлению новой экономической политики на перспективу. Такие планы были разработаны и прежде. Составлялись они экономистами, дагестанскими учеными, но никем не использовались, в лучшем случае были размещены на различных сайтах. Неизвестно, сколько миллионов рублей республика в разные годы заплатила за различные «концепции». Хорошо, что за разработку Стратегии – 2035 в 2018 г. взялось Минэкономразвития РД – здесь собран достаточно квалифицированный штаб экономистов.
За все прошлые годы своего развития Дагестан как самый южный форпост России даже во времена СССР всегда занимал последние позиции среди регионов страны, а по данным Росстата, на середину 2018 г. занял 83-е место.
Большое внимание Дагестану уделяет Президент России Владимир Путин. Он трижды посетил нашу республику и оказывает ей ощутимую помощь. Народ Дагестана и руководство России с надеждой смотрят на деятельность В. Васильева и А. Здунова и верят, что надежды оправдаются.
Стратегия развития Дагестана должна отвечать на все важные первоочередные вопросы. Сегодня необходимо закладывать основу планово-мобилизационного развития в Дагестане, а средства для развития зарабатывать самим. Без мобилизации всех сил и средств, без жесточайшего контроля за их расходованием, без наведения порядка в сборе налогов, без жесткой экономии нам трудно будет добиться успехов в своем развитии по всем показателям. Тысячи раз прав врио Главы РД В.Васильев, когда об этом говорит ежедневно.
Что-то непонятное творится у нас в республике, кругом обман и приписки, данные статорганов в разы расходятся с данными ведомств. Подобные подтасовки – путь к коррупции. Некоторые за несуществующее поголовье хотят получить большие субсидии путем афер. Председатель Правительства РД А.Здунов 8 февраля и в июне с.г. перед Минсельхозпродом РД поставил задачу разобраться с «бумажными» отарами. По данным Росстата, в РД на начало 2018 г. пасётся 5380 тысяч голов МРС. Реальны эти цифры? Минсельхозпрод РД должен ответить на эти вопросы. На сегодня проверены данные только в 18 районах, где поголовья оказалось больше, чем по данным статорганов.
Верится, что высокий авторитет врио Главы Дагестана Васильева поможет реализовать наши планы. Республика на верном пути, ориентиры у нас правильные, отношение Центра к Дагестану хорошее, мы должны использовать этот фактор и все усилия нашего общества направить на осуществление перспективных, эффективных проектов.
Особенности управления республикой
Кризис – это период, момент, когда надо безотлагательно принимать решение, жить экономно, без излишеств, расточительства и воровства. Везде следует свои расходы сверять с доходами и закрыть каналы хищений.
При Правительстве Дагестана под непосредственным подчинением премьера республики следовало бы создать специальное Управление роста, отвечающее за реализацию планов правительства и приоритетных проектов. Аппарат управления роста должен состоять из 25-30 современных специалистов. Управление ростом должно стать антикризисным штабом. Повсеместно следует убрать избыточное регулирование, чтобы двигаться быстрее.
Запуск экономического роста Дагестана следует начинать с уточнения перечня приоритетных проектов, которые должны быть начаты в 2018-2019 гг. с указанием условий их финансирования на 2018 г.: 46 инвестпроектов на 116 млрд руб., из них 33 – приоритетные.
Дагестан сохранил потенциал для развития. Наш талантливый народ не хочет играть роль народа-неудачника. Ему это не к лицу. Приоритетные проекты – это не мечты, а направление шагов по преодолению кризиса, поиск вариантов развития. Приоритетные проекты будут воплощаться в государственные программы, учитываться в бюджетной политике, и, наконец, это открытая и честная работа.
В 2018 г. Дагестан принимает участие в 25 целевых программах и ожидает поступления субсидий в размере 9 млрд рублей. Считаю это недостаточным: наша республика может интегрироваться не менее чем в 40 российских программ и привлечь дополнительные инвестиции на сумму не менее 45 млрд рублей. Промышленным предприятиям, министерствам и ведомствам нужно более активно включаться в целевые российские программы.
Все инвестиции следует собрать в одном ведомстве, планировать инвестпрограммы, утвердить их один раз в начале года и больше не менять. В течение года средства выделять по траншам, когда подрядчик сделал какой-то объем, и эту работу надо проверять на местах, на объектах, потом выделять деньги при наличии подписи проверяющего.
Особое внимание руководство республики уделяет выполнению проекта «Обеление» экономики». Объем теневой экономики в РД равен 50-60%. В тени работает много структур и фирм, особенно в строительстве, торговле, сфере услуг и производстве алкоголя, в транспорте, реализации нефтепродуктов. Из сотен объектов, сдаваемых в РД в эксплуатацию, только часть платит налоги, не все объекты переданы на учет кадастровым органам.
Самым сложным остается проблема сбора налогов, и республика продолжает оставаться высокодотационным регионом. Новое руководство республики поставило задачи по сбору налогов, достижение которых реально, возможности у нас имеются достаточные. Надо строить объекты, которые дадут доходы, нельзя увлекаться мегапроектами и гигантоманией.
Наш морской торговый порт позволяет обеспечить годовую перевалку грузов до 15 млн тонн, в 1985 г. здесь перевалка составила около 13 млн тонн, в т.ч. нефти – 12 млн. Порт имеет 40 га земли, 5 причалов
Возьмем проект развития ТОСЭР «Каспийск» и «Дагестанские Огни». Правительством РФ эти города отнесены к территориям опережающего социально-экономического развития, что позволяет привлечь инвестиции и 5,2 млрд рублей и создать около 1200 рабочих мест. Строительство судоремонтного завода создаст еще более 500 рабочих мест, о чем В. Васильев договорился с В. Путиным. Следует ускорить начало реализации планов в Каспийске и Дагестанских Огнях, а по Каспийску все планы серьёзно увязать с планами Минобороны РФ о переводе флотилии в Каспийск, со строительством военно-морской базы и заводов по судостроению и судоремонту, срочно решать проблемы водо– и электрообеспечения.
Создание индустриальных парков – важнейшая задача, их в Дагестане уже 4. Многие бизнесмены готовы открыть новые производства.
Но ни в коем случае нельзя уменьшать роль государства в экономике. Либералы и сегодня говорят, что ее следует довести до минимума и надеяться на могущество руки рынка, по А.Смиту. Это опасная, вредная, ложная установка, рассчитанная на ослабление, распад России. Фактором успеха является только выполнение задач, поставленных государством в указах Президента России и приоритетных проектах развития.
Негативные явления в экономике невозможно преодолеть без мобилизационного развития, а последнее невозможно без строгого государственного регулирования развития страны. Нужно рыночное и нерыночное регулирование, нужна смешанная экономика.
Что производить?
До распада СССР Республика Дагестан была самообеспеченной, донором по финансам. Около 220 крупных предприятий, в т.ч. 16 ВПК, в годы реформ после акционирования оказались в глубоком кризисе. Многие предприятия до сих пор стоят. Внедрение новых, современных технологий, модернизация производства – это сложнейшие проблемы, требующие финансовых ресурсов и умения работать в рыночных условиях.
В настоящее время в РД оборонную продукцию выпускают 11 предприятий, где трудятся около 8 тысяч человек. Общий оборонный заказ на 2018 г. составил около 10 млрд руб. против 4 млрд руб. в 2016 г. и 3,2 млрд – в 2014 г. Существующие же мощности предприятий ВПК позволяют выпускать продукцию и до 15 млрд руб.
Строить новые предприятия – дело сложное: нужны годы и большие инвестиции, которыми РД не располагает. Управление ростом должно подготовить необходимые правовые основы для развития новых точек роста, которых уже сегодня более полусотни. Следует убрать любые административные препоны на пути их становления.
Я обошел все наши действующие предприятия, убедился в том, что их продукция пользуется большим спросом, ее отгружают по всей России, они имеют собственную оптово-розничную сеть. Было бы хорошо, если бы члены Правительства РД встретились с каждым руководителем и оказали им помощь в росте. Эти новые точки роста появились только по инициативе отдельных частных инвесторов. Таких точек роста много и в системе АПК. В Дагестанском государственном университете народного хозяйства создана выставка «Экспо Дагестан», где выставлена их продукция.
В Дагестане созданы новые промышленные инвестиционные площадки – индустриальные парки «Тюбе 2» и «Уйташ», строится «Аврора». Она рассчитана на 30 резидентов. При реализации этого проекта будет создано 1700 новых рабочих мест. Ожидаемый выпуск продукции – 6 млрд руб. в год, налоговые поступления в год – 600 млн руб.
Развитию моногородов в последние годы уделяется особое внимание. В России создан Фонд развития моногородов РФ. Он оказывает серьезную помощь в реализации проекта в моногороде Каспийск. С Фондом следует срочно заключить дополнительное соглашение о сотрудничестве при развитии Каспийска, а также о софинансировании расходов на строительство планируемых объектов инфраструктуры в Каспийске и промплощадке «Уйташ». Инвестиции – собственные средства завода.
В серьезной помощи нуждается Каспийский завод листового стекла (КЗЛС). Сегодня там работают около 300 человек. Налоговые поступления от завода в год составляют более 1 млрд рублей, в том числе в бюджет РД – 500 млн рублей. КЗЛС необходимо строить горнообогатительный комбинат для обогащения местного песка. Сегодня завод ежемесячно возит 7 тыс. тонн песка из Ульяновска и 40 тыс. тонн доломита из Северной Осетии. Парадокс: Дагестан богат песками, но активированный песок завод возит из Ульяновской области. Если мы не будем использовать свой обработанный песок, то завод не наберет мощностей и не сможет строить вторую очередь на 600 рабочих мест.
Рядом в Кумторкалинском районе уже выстраивается перспективный промышленный кластер. Следует особое внимание уделить формированию и завершению размещения новых предприятий в нем, вовремя завершить ввод в эксплуатацию всех инженерных сооружений, необходимой инфраструктуры. Эту площадку следует сдать реальным инвесторам в образцовом и качественном виде. Одновременно уже сегодня следует планировать обеспечение указанного кластера трудовыми ресурсами, жильем и условиями для комфортной жизни людей, занятых в этом кластере.
Следует поддерживать такие гиганты, как «Дагдизель», КЭМЗ, и они вытянут всю оставшуюся промышленность республики.
Сложная проблема – переселение жителей Новолакского района на новое место жительства севернее Махачкалы. Вопрос этот не решается уже более 24 лет. Всего с 1992 по 2017 гг. освоены десятки млрд рублей. Парадокс и в том, что сегодня стоят несколько сот готовых домов, в которые люди не хотят переселяться. Следует параллельно привлечь потенциал самих переселенцев при строительстве жилья на новом месте. При желании можно было бы выдать им деньги, чтобы они сами решали: построить дом или купить квартиру.
Нам следует вплотную заниматься агломерацией Махачкала – Каспийск. Это серьезный проект, это будущий мегаполис Дагестана. Задача заключается не только в возведении современных зданий, строительстве микрорайонов. Особая задача – обеспечение этого мегаполиса комплексом жизнедеятельности, обустройство человека, ведь в нем будут жить около миллиона человек.
Без индустриальных парков в республике трудно будет вести деловые переговоры с инвесторами. При подборе приоритетных проектов надо тщательно изучать заявляемые объемы инвестиций и их результаты – отдача, налоги, рабочие места, сроки сдачи.
Развитию ТЭК – особое внимание
Нефти вместе с газоконденсатом в 2016 г. в РД было добыто около 130 тыс. тонн, против 2,2 млн тонн нефти в 1970 г. В последние годы в республике не проводятся геологоразведочные работы, не разведаны новые месторождения. В целях привлечения инвестиций в эту отрасль в марте 2014 г. создано ОАО «Государственная нефтегазовая компания РД». Кое-кто недоумевает: зачем нужна нефтегазовая компания при наличии «ДагРоснефти»? Прошло уже 25 лет. Что же мы имеем? Решение об организации государственных производственных структур в Дагестане считаем очень правильным. Да, трудностей и ошибок будет много, но преодолеть их надо. На рынок следует перевести только сферу услуг, мелкое производство. Особо важные отрасли следует оставить в подчинении государства.
Кто-то критикует организацию нефтяной компании. Нам не надо никого бояться, надо стремиться осуществлять прорывные проекты ради Дагестана, согласовав с руководством РФ. Компания «Дагнотех» в 2014 г. завершила строительство нефтеперерабатывающего предприятия в Махачкале мощностью 1 млн тонн в год за 8 млрд руб. До сих пор завод не работает – Ростехнадзор и Дагнотех 6 лет не могут договориться о выдаче лицензии. Легкого пути нет, и все блага «на тарелочке» никто нам не принесет.
На шельфе Каспия, где Дагестан имеет береговую полосу более 550 км, кроме ОАО «Лукойл», нефть добывают все приграничные государства. Нам надо приложить любые политические усилия для получения разрешения для бурения на морском шельфе силами ОАО «ГНК РД». Для такого политического решения нужно доверие властей России, и, главное, у нас в Дагестане должна быть спокойная, деловая общественно-политическая обстановка.
Наш морской торговый порт позволяет обеспечить годовую перевалку грузов до 15 млн тонн, в 1985 г. здесь перевалка составила около 13 млн тонн, в т.ч. нефти – 12 млн. Порт имеет 40 га земли, 5 причалов. Это единственный незамерзающий порт в России.
В 2014 г. эти объемы упали до 5 млн тонн грузов. Мощности сегодня используются на 30%. Здесь нет транспортного флота и судов.
Нефтяной транспортный потенциал прикаспийского региона составляет 100 млрд баррелей. Нам следует модернизировать всю транспортную систему Каспия. На Каспии имеются порты в Астрахани, поселке Лагань, в селе Оля и в Махачкале. Мощности портов Астрахани и Оля вместе составляют 10 млн тонн. В реализации транспортного коридора «Север-Юг», «Восток-Запад» Махачкалинский порт в будущем будет играть основную роль.
В последние годы складывается негативная ситуация, связанная с уменьшением объемов переваливаемой нефти и нефтепродуктов через ММТП. Объем перевалки сухих грузов в Махачкалинском морском торговом порту в 2016 году составил 414,9 тыс тонн, что на 2% ниже уровня 2015 года, нефтеперевалки – 2836 тыс. тонн (на 16,8% меньше).
Акционирование ММТП при хорошем менеджменте помогло бы поднять уровень работы на достаточный уровень. Очень важно, кто купит акции порта. Нельзя допускать, чтобы порт потерял международный статус, внутренние пассажирские потоки не помогут ему улучшить свое состояние, тем более они не интересуют такого игрока, как Иран. Следует провести модернизацию зерновых терминалов в целях увеличения объемов перевалок. Следовало бы в этих целях привлечь Иран, Турцию и другие страны.
Вопрос строительства судостроительного и судоремонтного заводов на Каспии в Дагестане, т.е. современного порта, стоимостью 127 млрд руб. в районе завода «Дагдизель» уже решен, надо руководству порта согласовать свою работу с ними и составить новый бизнес-план с учетом перевода Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск.
ГЭС
Новая индустриализация требует много энергии. Сегодня в РД функционируют 15 станций мощностью около 1800 МВт. Суммарная годовая выработка электроэнергии ГЭС Дагестана составляет около 5 млрд квт/часов, всего же РД имеет валовой гидроэнергетический потенциал более 30 млрд квт/ч. в год.
Перед республикой стоит задача освоения гидроресурсов Дагестана. От идеи строительства каскада 16 крупных ГЭС на реках Сулак, Койсу нам нельзя отказываться. При положительном решении о строительстве новой ГЭС в РД составление ПСД и экспертиза проекта займут около 6-7 лет, нужны наши настойчивые, активные действия. Строительство еще десятка ГЭС с использованием потенциала Андийского и Аварского Койсу нельзя исключать из планов ОАО «Русгидро» и Минэнерго РФ. Надо иметь в портфеле готовую ПСД на Агвалинскую, Тантарийскую, Могохскую ГЭС. Если нам не действовать активно, то «Росгидромет» не будет дальше планировать строительство новых ГЭС на реках Сулакского бассейна, ссылаясь на отсутствие средств. Много мы говорим о малых ГЭС, но дело не движется, так как и для их строительства нужны заказчики со средствами, которых в РД пока мало.
В республике разработана программа «Прометей» по развитию малых и средних ГЭС, где будут применяться быстро окупаемые современные технические варианты. Такие ГЭС возводят за 2-3 года и окупаются за 3-4 года, у них низкая себестоимость, их конструкции просты, возводятся они вблизи потребителей.
У нас нет другого выхода
Стройматериалы производят в РД около 325 предприятий. Эта отрасль в перспективе получит новое развитие, т.к. с ростом объемов строительства будут расти и потребности в стройматериалах.
Серьезные проблемы отрасли – высокий износ основных фондов, устаревшие технологии, бессистемная и незаконная эксплуатация месторождений. Объем строймонтажных работ в РД в 2017 г. составил около 170 млрд руб., добыча полезных ископаемых – около 4,5 млн куб.м, производство же кирпича – более 180 млн шт. Дагестану нужны новые разработки и технологии, т.к. строительство приобретает новые масштабы.
Надо обратить особое внимание на качество стройматериалов, не забывать что Дагестан – сейсмически опасный регион, и помнить, что в республике начинается возведение военных объектов, где с качеством шутить опасно и наказуемо.
Важнейшая социальная задача – это газификация Дагестана. Только за 2017 г. 26 селений были обеспечены газом. Следует продолжать работы по подведению газовых сетей к селениям и помочь населению в проведении внутрисельских сетей.
Мы не должны забывать, что автодороги – это кровеносная система республики. Хорошие дороги потянут за собой стройиндустрию, промышленность, агропромышленный и транспортный комплексы. Целесообразно в Дагестане особо выделить дороги оборонного значения, т.к. республика стала приграничным южным форпостом России с конца ХХ века. Особенно дороги вдоль государственной границы с Азербайджаном и Грузией с добротными подъездами к недавно построенным погранзаставам. Не секрет, что для строительства сотен километров дополнительных хороших дорог у Дагестана нет своих средств. Большая надежда, что эти планы будут включены в Программу по развитию транспортной инфраструктуры РФ, разрабатываемую в России.
Импортозамещение – тяжелая проблема, требующая много времени, средств и кадров. Но у нас нет другого выхода, тем более, что планы Дагестана поддерживает руководство РФ. Нельзя продолжать выпуск старой продукции, не пользующейся спросом. Ассортимент продовольствия в основном стабилен, а группа непродовольственных товаров имеет около 5 млн наименований, среди которых много новинок. Изделия же группы «А» – средства производства – требуют полного технологического обновления. Импортозамещение должно быть не просто механическим, а реальным, чтобы наши изделия могли конкурировать на мировом рынке.
Сельское хозяйство
Трудностей в развитии АПК РД немало, многое было упущено в прошлом. Но мы постепенно выходим из кризиса, с каждым годом наши успехи заметнее. В то же время темпы развития АПК в РД нас не удовлетворяют, и они не соответствуют растущим запросам общества и населения.
За последние 4 года произведена закладка новых садов на площади 6213,6 га. Хранение плодов для реализации в межсезонный период – очень серьезная задача. И в этом вопросе мы отстаем от всех регионов. Надо всемерно поддержать желание строить хранилища. Кроме хранения, планировать доработку, маркетинг предпродажных услуг, транспортировку, реализацию плодов, овощей, мяса, рыбы и молочных продуктов. Особо следует ускорить решение вопроса землевыделения инвестору. В Дагестане не используются около 100 тыс. га земель, а когда начинают искать участки инвесторам, то оказывается, что все в аренде на 49 лет. Все неиспользуемые земли следует отобрать и передать реальным перспективным хозяевам, и такие базы-хранилища следует размещать вокруг столицы и крупных городов республики, а часть – в местах производства.
В области развития рыбного хозяйства в РД ведутся работы, направленные на эффективное использование имеющегося потенциала. Объем производства рыбы в 2017 г. достиг 9,3 тыс. тонн. В целях увеличения производства осетровых видов рыб следует уделить особое внимание ОАО «Широкольский рыбокомбинат».
У нас в основном занимаются прудовым рыбоводством. Хотелось бы, чтобы республика имела право заниматься выловом рыбы на Каспии. Правительство РФ такое право дало только Астраханской области, а Иран и другие прикаспийские государства на Каспии рыбу ловят где хотят и сколько хотят.
Считаем правильным курс республики на восстановление былой славы виноградарства, объявленного приоритетным направлением. Для развития отрасли в Дагестане имеются хорошие природные условия и традиции. Следует здесь применить кластерный подход к развитию виноградарства.
Республике следует определиться, как добиться этих показателей. За счет увеличения площадей? Применения новых технологий? Сколько вырастить столовых, технических сортов? Как обеспечить переработку? Куда отгружать свежий виноград, вино? Важно решить проблемы переработки урожая, чтобы заводы не диктовали свои кабальные ценовые условия производителям.
Необходимо и дальше внедрять систему кластерной модели развития виноградарства, холдингов, чтобы перерабатывающие предприятия параллельно развивали свое собственное производство винограда. Аграрники и переработчики должны развиваться в единой связке, надо урегулировать проблемы согласования закупочных цен между производителями винограда и переработчиками.
Продовольственное самообеспечение – важнейшая проблема начала ХХI века в условиях введения санкций. Стоит труднейшая задача – сделать АПК высокоэффективной отраслью, как отмечено в проектах. Без хорошо развитого АПК трудно обеспечить продовольственную безопасность. Без усилий всех структур власти РД, без жесткого контроля и требования достичь поставленных задач невозможно. У нас нет другого выхода – мы должны выполнять этот проект.
Предпринимательство в Дагестане
Малые и средние предприятия играют огромную роль в экономике, особенно в сельской местности. Здесь трудятся сотни тысяч человек, которые кормят свои семьи. Они создают более 50% ВРП РД. Заметим, что в 1991 г. в РД не было ни одного малого предприятия. В будущем их количество еще увеличится, появятся новые, некоторые «умрут», будут слияния, поглощения – это законы рынка, и к ним надо быть готовым.
Роль предпринимательства в экономике РД должна стать более высокой. Создание условий для развития малого бизнеса должно быть в приоритете. Очень важно использовать потенциал предприимчивости и активности дагестанцев для того, чтобы реализовать задачи, стоящие перед РД. От малого бизнеса можно собрать налогов около 30 млрд руб., а фактически поступает около 2,6 млрд.
Несмотря на то, что в РД для развития малого бизнеса созданы все правовые основы, он уходит в «тень». Не секрет, что проверяющие органы продолжают душить, «кошмарить» бизнесменов. Особой поддержки требует малый бизнес, ориентированный на производство. Он нуждается в кредитно-финансовой поддержке.
Все еще недостаточными являются меры, предпринимаемые органами местного самоуправления по поддержке предпринимательства. В большинстве территорий не подкреплены финансированием муниципальные программы. Не закреплены ответственные за вопросы развития предпринимательства в городах и районах.
Малому бизнесу следует больше доверять. Промышленность должна загрузить малый бизнес заказами. Надо всех молодых людей повсеместно в РД взять на учет, не ждать их прихода к чиновникам, они к ним не попадут, надо их приглашать в администрации – спросить, кому чем помочь? Чем они хотят заниматься? Помочь во всем – «длинными» дешевыми кредитами, помещениями, землей и другим.
Необходимо больше внимания уделить развитию предпринимательства в сельском хозяйстве, фермерству, личным подсобным хозяйствам, семейным подворьям, переработке сельхозпродуктов, местным художественным промыслам. В указанных сферах должны быть разработаны специальные программы развития в поселениях, районах, городах, республике. Надо повысить доверие бизнеса к государству, кредитной системе.
В республике высокими темпами развивается негосударственный сектор – личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). Для развития указанного сектора созданы достаточные организационно-правовые условия: желающим трудиться дан «зеленый свет» – есть земля, даются кредиты, только надо работать. У нас сельское население в состоянии полностью обеспечивать свои нужды продовольствием за счет собственного производства и вдобавок товарную продукцию реализовывать на рынке.
Старые формы хозяйств уже распались, нет колхозов, сельхозов. Какие же новые организационные формы хозяйств нужны селу сегодня? Кому отдавать предпочтение? В Стратегии – 2035 г. нужны ответы на эти вопросы.
Сегодня КФХ нас не накормят, а в перспективе – да. Они являются важным составным звеном АПК, особым способом хозяйствования в рыночных условиях. По этим показателям республика занимает ведущее место в РФ. КФХ функционируют параллельно с различными формами сельхозпредприятий. Следует оказывать всевозможную помощь в становлении и развитии КФХ, материальную и моральную. Другого не надо.
Жизнь заставит объединиться, кооперироваться сельских предпринимателей – другого пути нет. В 2005 году в РФ была принята национальная приоритетная программа «Развитие АПК», где предусматривается организация указанных кооперативов, выделяются и средства большие. Кооперативы пока организуются в некоторых районах в низовых звеньях АПК, но со временем они объединятся в республиканские союзы.
Будущее в АПК за крупными предприятиями, где выше производительность труда, эффективность и техническая вооруженность. Ориентир должен быть на крупные хозяйства, которые объединятся на условиях кооперации – фермеры, ЛПХ, СПХ и перерабатывающие предприятия. За рубежом фермерские хозяйства производят основную долю сельхозпродуктов, но там фермерство развивается столетиями, там и возможности большие. Мы же эту форму только начинаем осваивать.
Сельскому хозяйству выделяются большие субсидии. Большую часть из них следует предоставлять КФХ, ЛПХ, ИП. Денег вроде селу выделяется много, но трудно определить, куда они уходят и какова отдача. Много мнимых фермеров, которые значатся только на бумаге, когда чиновники выделяют субсидии тем, кто ничем не занимается, не ведет какую-либо деятельность.
Следует максимально упростить процедуру оформления документов на землю. Многие села, бывшие хутора в Дагестане заброшены и умирают. В 50 селах никто не живет. Следует прекратить споры – можно ли землю передавать в частную собственность? Мировой и наш опыт доказал эффективность частной собственности на землю, но в разумных пределах. Использование человеческих ресурсов на селе позволяет лучше использовать землю, повышает уровень жизни населения.
В России делается многое, чтобы эффективно использовать земельные ресурсы. На востоке страны земля выделяется всем желающим. Участки земель, находящиеся в непригодном состоянии, снижены в цене. Принято решение изъять земли, не используемые по назначению. Этот опыт следует применить и в Дагестане.
Молодежь сегодня прозрела, поднимает эти вопросы. Сейчас республика вплотную занимается этим вопросом и хочет провести в Дагестане земельную реформу, расширить узкие места в земельных вопросах.
Бюджет республики
С первых дней своей работы в Дагестане врио Главы РД Васильев обращает внимание на то, что развитие экономики и решение социальных вопросов напрямую зависят от уровня бюджетной обеспеченности региона. Доля финансовой помощи из федерального центра в бюджете республики по-прежнему очень велика и составляет около 70%. Положение с бюджетом РД очень напряженное.
Считаем правильной стратегию руководства РД – постепенное увеличение доходов бюджета за счет собственных источников и снижение уровня дотационности нашего бюджета. Другого не дано, нет иного пути.
Нам самим надо зарабатывать, повышать свою доходную базу, тогда возможностей будет больше. Эти задачи и старается решать руководство Дагестана.
Увеличить сбор налогов невозможно без вывода экономики «из тени». В Дагестане налогов собирается намного меньше, чем где-либо в других регионах. Это касается электричества, газового хозяйства и других отраслей. Пример: в России и СКФО около 15% вложенных средств в строительство поступает в бюджет в виде налогов, а в Дагестане – 1-2%, уже несколько лет все СМИ трубят, что Дагестан должен за газ около 39 млрд руб. и за электричество 25 млрд руб. Этот вопрос обсуждался и на заседании Правительства РФ 12 июля.
Следует навести порядок – получил подрядчик какую-то сумму инвестиций, так пусть сразу и заплатит установленный налог с этой суммы. Неужели трудно по всем объектам налоговым органам провести расчёты и потребовать своевременную оплату?
Следует завершить инвентаризацию объектов недвижимости, выявить незарегистрированное и бесхозяйное имущество, оптимизировать состав республиканского имущества, актуализировать и дать реальную оценку имущества физических лиц и земельных участков. В РД слабо развита система управления имуществом, полноценная регистрация федеральных и региональных субъектов. Надо поддержать и оказать серьезную помощь Минимуществу РД в его работе по наведению порядка в этом деле.
Должна быть проведена объективная, достоверная кадастровая оценка и осуществлен полный охват всех земельных участков и объектов недвижимости, актуализация базы автотранспортных средств.
Нужно поставить на налоговый учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, а также провести мероприятия по пресечению выплаты зарплаты «в конвертах»
Нужно поставить на налоговый учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации, а также провести мероприятия по пресечению выплаты заработной платы «в конвертах».
Одновременно следует проанализировать работу юридических лиц, которые сдают отчеты в налоговые органы с нулевым балансом. В РД их достаточно много, и они работают по «серым схемам», не платят налоги, как и их наемные работники. Необходимо организовать четкую работу по выявлению таких субъектов и поставить их на учет.
Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированности бюджета, безусловное исполнение социальных обязательств. Путин дал четкую установку в майских (2018 года) указах – выполнить полностью социальные обязательства за период 2018-2024 гг.
Для улучшения сложившейся критической ситуации необходимо особое внимание уделить не только поступлению налоговых платежей и дотаций из федерального бюджета, но и жесткой экономии имеющихся бюджетных средств. Следует минимизировать расходы на содержание органов власти. Для этого надо перейти на мобилизационную экономику развития, на что мы в начале уже указали.
Нам надо учиться жить «по карману». В долг жить нельзя. Нельзя делить то, чего нет и не будет. Врио Главы РД В. Васильев, Председатель Правительства РД А. Здунов об этом говорят постоянно. По итогам I квартала с.г. руководству РД было доложено, что в РД собрано налогов на 1,3 млрд рублей больше плана. При проверке это оказалось обманом. Кроме сокрытия доходов и неуплаты налогов, теневая экономика в Дагестане кормит и бандитов, являясь инвестором терроризма. Кто этого не знает? Пока экономика будет в «тени», будут и такие бандиты. Если экономику не выведем «из тени», у Дагестана не будет будущего.
В 2018-2024 гг. в республике следует вводить режим жесткой бюджетной экономии. Необходимо сокращать «незавершенку». Республиканскую инвестиционную программу следует формировать в период до 2024 г., заключать «твердые» долгосрочные контракты с подрядчиками фиксированной ценой, использовать применение типовых проектов, запретив разработку индивидуальных. Предусмотреть инвестиции только для переходящих объектов, не начинать строить новые объекты. Запретить строительство объектов без разрешительных документов вообще.
В 2018 году инвестиционная активность экономики республики имеет позитивные тенденции роста. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2018 год по предварительным расчетам составит более 210 млрд рублей.
Кадровый потенциал
Кадровое обеспечение развития Дагестана – это наиважнейший вопрос, без чего не будет роста в развитии республики. Усилия руководства РД по конкурсному отбору кадров даст результаты. Уже сегодня на руководящие должности выдвинуты 17 человек, отобранных в первом туре из 1071. Вся образовательная система республики должна быть направлена на подготовку для региона качественных профессионалов.
С 2018 г. в ДГУНХ запускается новый проект по повышению качества обучения студентов – лучшие будут обучаться с зарубежными профессорами и преподавателями ведущих центральных вузов МГУ, МВТУ и др. Они будут глубже изучать английский язык. В республике много людей, желающих получить качественное образование на мировом уровне.
Соблюдать следует принцип приоритетности расходов на образование, чтобы ни один ребенок не остался вне поля зрения, особенно после окончания школы. Преодолеть бюджетные трудности, экономя расходы на образование, нельзя. Финансирование этого сектора нельзя держать на прошлом уровне, а откат назад вообще недопустим.
Образование
Положительное в системе ЕГЭ – возможность молодежи из любого уголка страны поступить в любой российский вуз. Это хороший социальный лифт. Отрицательное в ЕГЭ – большинство детей вместо изучения всех дисциплин по программе школ последние годы, нанимая репетиторов, натаскиваются на изучение тех предметов, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ. Это очень плохо, т.к. снижается общеобразовательный уровень у детей. Они перестают думать, соображать, фантазировать. С 2020 г. все будут сдавать историю, а с 2022 г. – иностранный язык. Мало сегодня тех, кто выбирает физику, информатику, а эти предметы нужны для инженеров.
Многие выпускники школ в РД сдают по математике только базовый экзамен, а не профильный, необходимый для поступления в вуз.
В школах детей вынуждают специально идти на базовый ЕГЭ по математике, который является простым, по сравнению с профильным. При этом выпускники получают высокие баллы. А школы отчитываются о своих успехах.
ЕГЭ в РД в последние годы проводится в жестких условиях. Наведен порядок, и эту планку следует сохранить. Нельзя перегибать палку, когда незнакомые детям «надзиратели» грубо оскорбляют их, обыскивают.
Качество преподавания во многих школах низкое, учительский коллектив не отвечает требованиям времени, не уделяется должное внимание талантливой молодежи, многие выпускники университетов не едут в село работать учителями. В перспективе следует начать проект «Земский учитель», как «Земский доктор».
Катастрофически мало современных школ, у нас сегодня не хватает средств эту проблему решить. Есть разработанный проект «Школа будущего», куда включены 473 школы, в том числе 58 – опорные. В каждом муниципалитете по инициативе Владимира Васильева с 2018 г. запущен новый проект «100 школ», каждой школе будет выделено по 2 млн рублей на ремонт. Лучше идти по пути создания межсельских, межрайонных школ-интернатов, где можно концентрировать силы, средства и лучших педагогов.
В. Путин сказал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Надо усилить работу по реализации республиканской программы по работе с одаренными детьми.
Серьезная модернизация производства и новые современные технологии требуют больших инвестиций и образованных специалистов. Россия поставила задачу в ближайшие годы создать 25 млн новых рабочих мест. А кто будет готовить кадры? Решение задач импортозамещения, внедрения современных мировых технологий в производство невозможно без специалистов-профессионалов, а их пока очень мало.
Успех деятельности любого ведомства, производства на 90% зависит от качества менеджмента, от умения работать в рыночных условиях. В решении этих вопросов роль науки и образования велика и неоценима. Учебные заведения должны получать от работодателей хотя бы приблизительные заказы на подготовку кадров в регионе.
Новый Дагестан
Мы должны обеспечить правопорядок в нашем доме, защищать права и свободу человека, защищать его достоинство. Под руководством врио Главы РД Васильева промышленность и АПК начнут новый этап своего развития и роста. Руководство РД прекрасно понимает сложившуюся в Дагестане ситуацию как никто другой и неоднократно подчеркивает необходимость подъема экономики, создания новых рабочих мест для увеличения занятости населения, налоговых поступлений. Путь Дагестана к самофинансированию, самодостаточности – очень долгий, нужны многие годы добросовестного производительного труда.
В. А. Васильев ставит перед республикой очень амбициозные задачи в своих обращениях к народу Дагестана. Эти задачи реальные, выполнимые, достижимые. Он никогда слов на ветер не бросает и пустых обещаний народу не дает.
Мы открываем новую страницу истории Дагестана. Да, трудностей и ошибок будет много, но преодолевать их надо. Нам не нужно никого бояться, а стремиться осуществлять прорывные проекты ради Дагестана.
Верю, Дагестан будет процветать!