X
08:55 09.07.2008

Каспий и нефтяные интересы России

Наша газета неоднократно обращалась к теме Каспия и Прикаспийского региона – экономических, политических, экологических проблем, сделавших их узлом межнациональных и межгосударственных интересов и отношений. Сегодня продолжаем разговор публикацией статьи о нефтяных интересах России на Каспии.

Каспийский регион богат не только биологическими ресурсами, но и энергетическими. Углеводородные запасы — нефть и газ говорят сами за себя, привлекают внимание к региону многих государств, в том числе и нерегиональных. Не остались в стороне от этого и США, которые приступили к проведению активной и многогранной политики в данном регионе, тем самым формируя новую модель международных отношений периода, наступившего после окончания холодной войны.

Значимость Каспийского региона с его огромными запасами нефти и газа предопределила сосредоточение здесь интересов пяти прибрежных государств (России, Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана) и ряда зарубежных держав: США, Китая, а также Великобритании, Турции, Украины, Саудовской Аравии, Узбекистана. США объявили этот регион зоной своих жизненных интересов, одним из главных направлений своей внешней политики. Как писала немецкая газета «Франкфуртер альгемайне», «еще десять лет назад Кавказ и Центральная Азия были всего лишь задворками Советского Союза. Прежняя окраина империи приобретает сегодня собственное значение: богатый нефтью регион Каспийского моря попал в поле зрения других региональных держав и Запада». При современной структуре экономики нефть и газ являются жизненно важными элементами для развивающихся стран мира на энергетическом рынке и в мировой политике.

Таким образом, можно констатировать, что Каспийский регион имеет решающее значение для России из-за слияния экономических и геополитических факторов. Россия является одной из крупнейших стран-экспортеров нефти: второе место в мире после Саудовской Аравии. Ежегодно РФ экспортирует около 120 млн.т. нефти. Россия заинтересована в увеличении экспорта нефти — это позволит ей повысить наполнение доходами соответствующих бюджетов, а экспортерам получить дополнительные средства, которые могли бы быть направлены на инвестиции в нефтедобычу и нефтепереработку.

Рассматривая проблему разработки и использования каспийской нефти, следует обратить внимание на то, что сегодня углеводородные ресурсы Каспия оцениваются по-разному.

Одни эксперты оценивают их как значительные, способные конкурировать с запасами Ближнего Востока, а другие — как уступающие им. Российские специалисты также дают разную оценку ресурсной базе Каспия. Профессором МГУ В. Семеновичем, по данным 2000 г., суммарные запасы нефти и газа региона оценены в 76 млрд. баррелей или примерно 10 млрд.т. По оценкам западных агентств, в 2000 г. здесь добыто 66 млн.т. нефти и 115 млрд. куб. м газа. По мнению А. Низьева, вице — президента по сейсмическим работам сервисной компании «ПетроАльянс», пессимистическая оценка запасов Каспия — около 3 млрд. тонн, а оптимистическая — около 15 млрд. тонн.

Свою оценку углеводородным запасам Каспия дают Е. Захаров, директор отделения «Поиск, разведка и освоение месторождений шельфа», и И.Глухова, начальник лаборатории «Экономической эффективности освоения морских месторождений». «К настоящему времени, — полагают они, — на российском шельфе выявлено 20 перспективных локальных структур. Суммирование прогнозных оценок извлекаемых локализованных ресурсов углеводородов на российском шельфе Каспия предполагает, что их объемы могут достигнуть 850 млн. тонн условного топлива, в том числе более 500 млн. тонн нефти».

Генеральный директор ПО «Союзморгео» Б. Сенин отмечает, что «современные оценки извлекаемых ресурсов нефти в Каспийском море колеблются в основном в пределах от 4,0 до 30,0 и более млрд. тонн условного топлива (УТ). Результаты проведенных работ свидетельствуют о наличии под дном Каспия крупной сырьевой базы углеводородов, имеющей мировое значение и способной обеспечить устойчивое развитие района в течение длительного периода. Её суммарные ресурсы оцениваются значениями от 16 до 22 млрд. тонн УТ. К настоящему времени на этой акватории выявлено более 400 локальных поднятий, из которых около 60-ти подготовлено к глубокому бурению. В результате поискового бурения открыто 48 месторождений с суммарными доказанными запасами нефти и газа около 3,5 — 4,0 млрд. тонн УТ.».

Приведем и высказывание опытного нефтяника и дипломата В. И. Калюжного на I Каспийском саммите в г. Астрахани в 2000г.: «Было бы преждевременно утверждать, что недра Каспийского моря уже основательно изучены. Разброс в оценках ресурсов углеводородов всё ещё велик. Но и сегодня есть данные, которыми можно оперировать с достаточной степенью уверенности. И они обнадёживают. Открыт ряд месторождений с извлекаемыми запасами в 100 млн. тонн УТ и выше. Общие доказанные запасы оцениваются в пределах 1 млрд. тонн УТ.»

Говоря об освоении углеводородных ресурсов Каспия, следует отметить, что после распада СССР Россия оказалась отторгнутой от традиционных нефтепромыслов — от Бакинских морских и континентальных скважин с их развитой инфраструктурой: терминалами, трубопроводами, нефтеперегонными заводами и мощной базой нефтяного машиностроения. Кроме того, ей достался неизученный и, по оценкам одних экспертов, весьма проблематичный в смысле нефтяных запасов, а других — наиболее перспективный северный регион Каспия.

В таком случае уместно было бы привести статистические данные по условному российскому сектору Каспийского моря. Общий объём запасов вблизи Астраханской области составляет от 1,5 до 2 млрд. тонн УТ, крупнейшими структурами на блоке «Северном» являются Хвалынское, им. Ю. Корчагина, Широтная, Ракушечная, а также Ялама — Самурская структура и Центральная. Общие геологические запасы углеводородов вблизи дагестанского побережья — 500-625 млн. тонн условного топлива. Наиболее крупное разведанное месторождение — Инчхе-море(запасы нефти 25 млн. тонн). Сейсморазведка ведётся на блоках «Дмитровский» и «Дербентский».

Общие запасы углеводородов вблизи побережья Калмыкии — до 2 млрд. тонн нефти, 1,2 из которых — извлекаемые (данные «Калмнефти»).

Стоит подчеркнуть, что добыча и транспортировка углеводородного сырья сопряжены с проблемой сохранения биоресурсов Каспийского региона.

Как уже было отмечено, приобретение независимости бывшими республиками СССР повлекло за собой обострение геополитической ситуации в Каспийском регионе. Одним из спорных и острых моментов стал правовой статус Каспия, который со временем превратился в эффективный инструмент реализации интересов как прикаспийских государств, так и нерегиональных стран. Достаточно напомнить, что правопреемство России в отношении статуса Каспия Азербайджан, Казахстан и Туркменистан как государства — члены СНГ подтвердили в Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г., согласно которой «государства — участники Содружества гарантируют выполнение международных обязательств бывшего СССР».

Россия предложила прикаспийским странам условия, при которых они до заключения нового договора не могли бы осуществлять никакой деятельности на Каспии без согласования с Россией и Ираном. Участниками договоров 1921 и 1940 годов является Россия, как правопреемница СССР, и Иран, а поскольку эти договоры никто не отменял, то согласно международному праву все прикаспийские государства должны их соблюдать.

Несмотря на неудачу, Россия не оставляла попыток внести определённость в правовой статус Каспия. Так, в течение длительного времени между Тегераном и Москвой шли закулисные переговоры о необходимости более чёткого определения статуса Каспийского моря. Кроме того, сейчас прибрежных государств пять, а не два, как раньше, которые отдают приоритет сырьевым вопросам — добыче нефти и газа, поскольку от их решения зависит дальнейшее развитие этих государств. Таким образом, необходимость в новом статусе очевидна.

Принцип справедливого разграничения дна — это максимум, на что была готова пойти Россия. При этом наша страна выступила за то, чтобы не увязывать принятие общей конвенции биоресурсов с документами о сохранении и использовании биоресурсов, считая, что приоритет должен отдаваться биоресурсам, которые составляют основную ценность Каспийского моря.

Здесь должно действовать прецедентное право. Кроме того, все права в отношении моря принадлежат исключительно прикаспийским государствам и не должны прямо или косвенно передаваться третьим сторонам.
 

Статьи из «Экономика»

АПК: плоды образования

9
Пять федеральных проектов, посвященных биотехнологиям, селекции и генетике, ветеринарным...

Газ – доступно и удобно

12
Программа догазификации уже несколько лет помогает сделать газ доступнее для тысяч...

Операция «Арбуз»

79
Для сельскохозяйственного Дагестана возделывание арбуза и дыни является с давних пор...

Снести, нельзя оставить!

15
Еще вчера это был ценный коммерческий актив, который сулил его владельцу немалую прибыль. Но...

Зарплата: ожидания и реальность

22
Интрига, будет ли Центробанк снижать ключевую ставку в...

Поддержка в ответ на порядок

21
Устойчивое функционирование АПК для нашего аграрного Дагестана выступает одним из...

От караванов до онлайн- торговли

29
День торгового работника – важный профессиональный...

Мотивация решает

11
В условиях глобальной геополитической нестабильности обеспечение технологического...