«КЭМЗ» набирает высоту

Промышленный сектор дагестанской экономики продолжает демонстрировать рост. Темпы хотя и выше среднероссийских, но пониже, чем в предыдущие годы, и связано это с завершением цикла перевооружения армии страны. Однако возможное дальнейшее снижение объемов оборонных заказов в республике успешно компенсируют наращиванием продукции гражданского назначения.
Один из ярких тому примеров – продукция Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ), который инвестирует в серийное производство самолетов МАИ-411 более 600 миллионов рублей. И это не единичный пример.
В настоящем на ТОСЭР в Каспийске на территории порядка 150 гектаров идет активная работа по переводу сюда двух старых крупных промышленных предприятий Дагестана. Зарегистрированы на площадке «Уйташ» резиденты и от молодых предприятий. Строительство новых производственных мощностей заводов осуществляется за счет собственных средств. Если у завода им. Гаджиева здесь уже построены и запущены в эксплуатацию несколько цехов, то новый литейных цех ООО «Каспий Композит» к строительным работам только готовится.
Блестящие перспективы развития производства композитных материалов здесь намерены реализовать за счет вырученных средств от застройки территории базового предприятия – завода стекловолокна в Махачкале. Есть надежды на получение государственной помощи – кредита, предоставляемого по программе поддержки моногородов. Как заявляет генеральный директор ООО «Каспий Композит» Казбек Кандауров, инвесторы намерены вложиться в строительство и без помощи со стороны.
С его слов, на новом автоматизированном производстве стекловолокна с его дальнейшей переработкой в технический текстиль будет открыто порядка 185 новых рабочих мест. Мощность нового завода составит 2365 тонн стекловолокна в год, а предполагаемые инвестиции составят 311 миллионов рублей, из которых доля собственных средств – не менее 22,5%. Часть средств инвестором уже вложена в оборудование, основа же производства опирается на проверенную временем технологию производства махачкалинского стекловолокна.
В числе проектов, способных обеспечить прорыв в росте объемов промышленного производства в Дагестане, – реализация достигнутых соглашений с представителями международного бизнес-сообщества о реконструкции третьей технологической нитки по производству кормовых фосфатов. Инициатором проекта является ОАО «Дагфос». Также планируется к реализации масштабный проект ООО «ЭкоЭнержи» в Самурском энергетическом кластере, который предполагает создание 525 МВт возобновляемой генерации на основе использования малых ГЭС, солнечной и ветровой энергии. Только на первом этапе реализации проекта в освоение Самура предполагается инвестировать 4,6 млрд рублей. Это далеко не все. В настоящем множество инвестиций ожидают площадки муниципалитетов и индустриального парка «Аврора».
На этом достаточно оптимистичном фоне, развеивающем опасения дальнейшего развала дагестанского промышленного комплекса, информация о скором серийном производстве в республике самолетов совсем уж не выглядит фантастической. О способностях дагестанских промышленников также не стоит высказываться с предубеждениями. Они умеют не только изыскивать перспективные идеи и строить соответствующие планы, но и участвовать в их реализации, расходуя собственные средства и добиваясь успеха.
Первый самолет МАИ-411, построенный на базе ОАО «Концерн КЭМЗ», рассчитан на четырех пассажиров. Расчетная дальность полета – до 1500 км, максимальная скорость – до 270 км/ч. Этот успех здесь намерены развивать. Ставка делается на то, что в стране идет развитие инфраструктуры малой авиации, возобновление региональных маршрутов, и она вполне оправданна. Производство позволит обеспечить доступность отдаленных, труднодоступных и малонаселенных регионов с отсутствием транспортной инфраструктуры, и государство в этом поможет. Освоение производства, сертификация и продажа самолетов МАИ-411 будут осуществлены в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
Создание высокотехнологичного рентабельного производства по серийному выпуску многоцелевого самолета на производственной площадке ОАО «Концерн КЭМЗ» потребует инвестиций в сумме более 600 млн рублей, и это в основном собственные средства предприятия. Однако опыт завода КЭМЗ, нацеленного на производство столь сложного во всех отношениях изделия, как самолет, – наглядный пример того, что в случае наличия перспектив, умения организовать рентабельное производство федеральные структуры приходят на помощь.
В работе по совершенствованию типовой конструкции самолета МАИ-411, осуществляемой ОАО «Концерн КЭМЗ», активное участие принимает признанный во всем мире авторитет авиационной науки – МАИ. Также у завода в настоящем есть возможности для получения компенсации части затрат на разработки и производство за счет федеральных средств.
Того и глядишь, в скором времени из нового аэропорта в Дербенте, планируемого к строительству, в Махачкалу и обратно бизнесмены и туристы будут летать на самолете, произведенном на заводе КЭМЗ.
Остается пожелать кэмзовцам удачи!
Статьи из «Экономика»
Роботизация плюс автоматизация

Обеспечение лидерства

Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные
