… Когда 2 рубля – это много
Еще совсем недавно, заправляя автомобиль, на 500 рублей можно было залить практически 12 литров обычного бензина марки АИ-92. Сейчас же, заплатив те же деньги, мы получим лишь 10 литров. Цена на топливо за последние месяцы стабильно растет, преодолев сначала 43 рубля за литр 92-го, потом 45 рублей, а сегодня она выросла до 46 рублей. Да и автомобильный газ подорожал довольно ощутимо. А по нашим пробкам он улетучивается за раз, ведь потребление его выше. Так что тут еще сталкиваешься и с дилеммой: что выгоднее – газ или бензин.
Махачкала на сегодня лидер в России по росту цен на топливо. Динамику отследил Росстат, по сведениям которого цены за бензин в дагестанской столице выросли на 1,4%. Средняя отпускная цена в городе поднялась до 46 (АИ-92), 49 (АИ-95) и 55 (АИ-98) рублей. В то же время в Управлении ФАС по Дагестану нас проинформировали, что в Махачкале отсутствует монополия на продажу топлива. Везде цены разные, так что антимонопольная служба не может принять никаких мер.
Напомним, на информацию о подорожании автомобильного топлива оперативно отреагировал и врио Главы Дагестана Сергей Меликов. Он поручил ФАС разобраться с неконтролируемым ростом цен на ГСМ на автозаправочных станциях республики.
Проехав по нескольким автозаправкам Махачкалы, мы выяснили, цена на ГСМ действительно может отличаться, но не более чем на 1 рубль, так что формально монополии как бы и нет. Если же сравнить цены на бензин по всей республике, то в ряде случаев разница может варьироваться от двух до трех рублей.
Как-то повлиять на ценовую политику в настоящее время вряд ли получится, тем более что подорожание вполне оправданно с точки зрения нынешнего общемирового состояния экономики. Напомню, Россия входит в единое экономическое пространство, где действует целый ряд обязательств относительно выстраивания ценовой политики. Так вот одним из основных условий торговли нефтепродуктами и газом является универсальность цены.
Как пояснил зам. главы Минэнерго РФ Павел Сорокин, если государство решит снизить в стране цену на топливо, не компенсируя бизнесу разницу, то частные компании будут вынуждены прекратить деятельность, а государству придется тянуть на себе убыточные предприятия. Ведь бизнес всегда стремится туда, где его продукт будет дороже.
Вся эта динамика роста цен на ГСМ, естественно, не самым лучшим образом сказывается на потребительском рынке: вслед за ростом цены топлива нередко в ещё большем ритме растут цены на продукты, что в конечном счёте ведёт к снижению благосостояния граждан.